Зачем «Терра Фуд» покупает Тростянецкий молокозавод

По мнению экспертов, само по себе это предприятие не имеет большой цены.

Два крупных игрока украинского рынка молочной продукции – «Терра Фуд» и «Молочный альянс» – близки к завершению сделки по Тростянецкому молочному заводу. Об этом сообщил Вадим Чагаровский, член наблюдательного совета «Терра Фуд», после появления в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынке сообщения о намерении его компании приобрести 8 млн акций (86,1% бумаг в обращении) завода. Он станет 19-м активом в производственной системе холдинга в Украине.

По словам Чагаровского, переговоры с «Молочным альянсом» ведутся уже на протяжении двух месяцев. «Мы достигли договоренности», – утверждает член набсовета «Терра Фуд». По его информации, «Молочный альянс» продает все акции, которыми владеет на текущий момент. Еще около 14% бумаг предприятия останется в собственности миноритариев. «Всегда есть определенное количество акций, которое невозможно выкупить. Есть еще физические лица, которые не продают бумаги по разным причинам», – констатирует Чагаровский.

Сумма сделки неизвестна – стороны условились не разглашать эту информацию. Совладелец «Молочного альянса» Александр Деркач отказался от комментария. Трудности в оценке завода усугубляются нецелевым использованием этого актива.

Завод-призрак

Тростянецкий молочный завод потенциально может перерабатывать 100 тонн молока в сутки. Несмотря на это, директор консалтингового агентства «Инфагро» Василий Винтоняк отмечает, что само по себе это предприятие не имеет большой цены: «Он уже много лет назад (еще до перехода в собственность «Молочного альянса») прекратил переработку молока. Завод накапливал у себя сырье, которое отправлялось на другие предприятия компании».

Причиной оптимизации структуры активов «Молочного альянса» могло стать закрытие российского рынка «молочки» для украинских производителей. «До этого более половины сырной продукции компании – а это основное направление их деятельности – шло на экспорт в Россию. Сейчас такой возможности нет, и непонятно, будет ли. Вероятно, им просто не нужно столько сырья», – допускает Винтоняк. Как и в случае с «Терра Фуд», на решение «Молочного альянса» повлиял территориальный фактор. «Возить сырье на заводы в других областях немного неудобно. У «Терра Фуд» ситуация противоположная – на расстоянии буквально десятков километров расположены их основные перерабатывающие мощности», – подчеркивает эксперт.

«Терра Фуд» также не намерена запускать производственные линии в Тростянце, полагает аналитик. «Сомневаюсь, что завод будет работать, но он собирал порядка 20 000 тонн молока в год. Это способно существенно поправить сырьевой баланс компании», – считает Винтоняк.

Задел на будущее

Вадим Чагаровский подтверждает, что расширение сырьевой зоны в Винницкой области – главная цель «Терра Фуд», ради которой компания приобретает предприятие. «Тростянецкий молокозавод интересен нам с точки зрения использования его как сырьевой площадки, поскольку входит в нашу сырьевую зону. Он находится рядом с нашими производственными мощностями – Тульчинским маслозаводом, Вапнярским и Крыжопольским сырзаводами. Несмотря на кризис, мы растем – нам нужно сырье, поэтому мы покупаем сырьевые активы», – объясняет Вадим Чагаровский.

Детальных планов по развитию компании он не выдает, но обещает активность на рынке в ближайшее время: «За последние три месяца – с мая – мы стали лидерами рынка по молочной продукции не только в денежном, но и в количественном выражении».

В предыдущие годы «Терра Фуд» также активно наращивала сырьевую базу –  в частности, компания приобрела небольшой молокозавод в Немирове (Винницкая область). Его роль в производственной цепочке компании аналогична той, которая будет отведена предприятию в Тростянце. Кроме этого, в апреле 2014 года стало известно, что компания предпринимала попытку приобрести 82% акций Владимирецкого молочного завода, который находится в Ровенской области. Переговоры по этому вопросу продолжаются до сих пор.

Президент Союза молочных предприятий Лидия Карпенко поясняет, что расширение сырьевых зон необходимо компаниям для выхода на европейский рынок. «Сейчас до 80% украинского молока производится частными хозяйствами, но для экспорта в ЕС необходимо использовать сырье класса «экстра» и высшего сорта. Если компаниям интересен этот рынок, они стремятся работать над сырьевой зоной», – утверждает Карпенко.

Источник: forbes.ua

Последние новости: