За что мы платим, покупая бутылку молока?

Союз молочных предприятий Украины опубликовал на своем сайте статью, посвященную анализу структуры цены ПЭТ бутылки молока. ИНФАГРО приводит статью полностью.

Недавно Союз молочных предприятий Украины решил делиться проблемами и достижениями молочной отрасли в Facebook. Начали с проблем, поскольку состояние отрасли стало угрожающим.

Дефицит молока достиг такого уровня, что это существенно отражается на экономических и финансовых показателях молокозаводов, а главное – на постоянно растущих ценах молочных продуктов на полке, и это беспокоит потребителя. Наш потребитель пока небогат, и если цены растут, он покупает меньше.

Мир массовых коммуникаций неприветливо встретил искреннее желание объединения переработчиков показать истинное положение дел. Высказав в Facebook свое мнение о проблемах отрасли, молокоперерабатывающие заводы тут же из комментариев узнали, что оказывается это они виноваты в том, что в стране уменьшается поголовье коров, а также в том, что «исчезли колхозы». Узнали также, что молочную продукцию производят исключительно из молока, купленного за копейки у бабушек, которые доят коровок у себя в сарае, а ферм в стране нет, потому что все развалили. Узнали, что на молокозаводах сначала из молока делается порошок, а потом уже из порошка – снова молоко, а вообще молоко у нас не молоко и масло не масло, а «одна сплошная химия». Это основные, но далеко не все темы фантазий в комментариях.

Нельзя сказать, что этот фонтан претензий был неожиданным, но надеялись все же на нечто более адекватное. Похоже, что просветительские усилия молокозаводов, которые тратят время на организацию экскурсий по своим производственным цехам, где каждый желающий может своими глазами увидеть, как делают молочные продукты, просто бесполезны.

 Маркетологи знают, что из 10 потребителей, которым понравился какой-нибудь продукт, только 1 поделится своими впечатлениями. А из 10 тех, кому этот продукт не понравился, сообщат об этом 8. Судя по комментариям в Facebook, это утверждение верно.

Несмотря на это, в Союзе молочных предприятий решили продолжать публикации, которые дают реальную картину состояния отрасли, поскольку считают ее ключевой для обеспечения продовольственной безопасности страны и уважают специалистов по переработке, благодаря которым отрасль держится на плаву при всех проблемах, которых в нашей экономике всегда хватает.

Союз молочных предприятий будет продолжать публикации не для тех, кто ищет скандалов или выплевывает в комментарии свое недовольство всем – молоком, ценами, выборами, наличием богатых и бедных, и вообще устройством мира. Она будет делать это для тех, кто действительно хочет знать, что происходит. И только ради них заводские молочные технологи, финансовые аналитики и руководители молочных предприятий будут делиться своими мыслями и доступно и просто рассказывать, почему молочная отрасль работает так, а не иначе. Почему завод не может выпускать «парное молоко из-под коровы», почему заводы любят покупать молоко у ферм и не любят у перекупщиков, собирающих его по дворам, почему у молока на полке такая цена, а не другая, и почему успешная работа молокозаводов важна для всех.

Начнем с цены бутылки молока как с самой острой темы, которая волнует украинских покупателей. Покажем для примера, из чего состоит цена ПЭТ бутылки молока жирностью 2.5%.

Заводы закупают молоко по разной закупочной цене. Для молока в упаковке ПЭТ в пересчете на молоко жирностью 2.5% себестоимость сырья составляет 11.11 грн + 2.22 грн. НДС.

В цене молока, поступающего собственно в переработку, уже учтена цена сбора молока и его доставки на завод включая НДС, это + 0.97 грн к закупочной цене.

Цена упаковки (бутылка, пробка, этикетка, термоусадочная пленка, стикер) с НДС составляет 3.11 грн.

Расходы по переработке с НДС составляют 2.90 грн.

Расходы на дистрибуцию (без бонусов), маркетинг, доставку готового продукта в торговые сети с НДС прибавляют к цене еще 2.8 грн.

Дополнительно есть расходы на бонусы сетей, включая НДС, это 7.60 грн, которые включены в заводскую цену. Прибыль завода с НДС составляет 0,43 грн.

То есть, с учетом всех указанных расходов, запланированной прибыли, с учетом налогов, которые нужно уплатить, учитывая и НДС, заводская цена, с которой ПЭТ бутылка молока попадает в торговую сеть, составляет 31.14 грн.

Наценка торговой сети к цене, 2.06 грн/л, и уже упомянутые бонусы сетей 7.60 грн (бонусы сетей уже учтены в заводской цене бутылки молока), с учетом НДС составляют 9.66 грн. Торговая наценка добавляется к заводской цене и на полке бутылка молока уже стоит 33.20 грн с НДС. Это цена, которую платит потребитель.

Таким образом, в цене молока на полке, на примере ПЭТ бутылки молока 2.5% ценой 33.20 грн, доли зарабатывающих на молоке примерно такие:

ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОЛОКА

Производят и продают сырое молоко. Цена молока, которое они продают заводам, учитывает расходы по его производству, прибыль, а также уплаченные государству налоги. В пересчете на молоко 2.5% жирности – это 13.33 грн. Это 40.16% цены бутылки молока на полке.

Закупочная цена сырого молока 13.33 грн

ПЕРЕРАБОТЧИКИ МОЛОКА

Оплачивают транспортным компаниям доставку закупленного молока на завод, перерабатывают его, доставляют готовый продукт в торговые сети и сдают в продажу по цене, которая учитывает все расходы, а также платят государству налоги.

Соотношение составляющих затрат примерно таково:

  •  стоимость логистики – доставки сырого молока на завод 0.97 грн, 2.92%
  • стоимость упаковки 3.11 грн, 9.37%
  • стоимость переработки, включая оплату необходимых ресурсов, зарплат, уплаченных государству налогов 2.9 грн, 8.73%
  • стоимость логистики молочных продуктов, дистрибуция, маркетинг, доставка в торговые сети 2.8 грн, 8.43%
  • бонус торговой сети 7.6 грн, 22.89%
  • прибыль переработчика 0.43 грн, 1.30%

Заводская цена 31,14 грн

ТОРГОВЫЕ СЕТИ

Продают молочные продукты. К заводской цене бутылки молока (31.14 грн, куда уже включен бонус торговой сети 7.6 грн), добавляется наценка торговых сетей, их прибыль, а также уплаченные государству налоги: + 2.058 грн, 6.2%.

Наценка и бонус составляют 9.66 грн, 29.09%.

Цена бутылки молока на полке 33.20 грн

Из уплаченных ПОТРЕБИТЕЛЕМ 33.20 грн, деньги получают:

13.33 грн в пересчете на молоко жирностью 2.5% получает производитель молока, чтобы покрыть все затраты на производство молока, заплатить налоги и получить прибыль

3.77 грн получает логистическая/транспортная компания за свои услуги по доставке молока на завод и готовой продукции с завода в магазин ‒ на покрытие расходов, уплаты налогов и получение прибыли

3.11 грн получают производители упаковки – на покрытие расходов, уплаты налогов и получение прибыли

3.33 грн получает переработчик, чтобы покрыть расходы по переработке молока и маркетингу, заплатить налоги и получить прибыль, составляющую 0.43 грн

9.66 грн получает торговая сеть, чтобы покрыть свои расходы, уплатить налоги и получить свою долю прибыли.

Союз молочных предприятий Украины также разместил инфографику структуры цены бутылки молока у себя в Facebook и с нетерпением ждет комментариев. Союз уверен, что найдутся те, кто покажет, где там «сверхдоходы» молокозаводов, о которых обычно пишут энтузиасты в комментариях.

Союз молочных предприятий Украины, uadairy.com

Последние новости: