ВЛАДИМИР ЛАПА, советник по стратегическому планированию президента УКАБ, эксглава Госпродпотребслужбы: Аграрная асимметрия: что нужно изменить в правилах экспорта из Украины в ЕС

Сложные и отчасти бескомпромиссные переговоры предшествовали заключению Соглашения о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле (здесь больше прижилась англоязычная аббревиатура DCFTA), что является составляющей Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Затем было временное применение соглашения с целью компенсации последствий закрытия российского рынка. И уже потом – несколько лет свободной торговли в том виде, в котором она предусмотрена соглашением.

Ожидаемый пересмотр Соглашения об ассоциации является хорошим поводом для того, чтобы сверить часы: каков статус взаимной торговли агропродукцией за прошедшее время.

Торговля пищевыми продуктами и сельскохозяйственным сырьем между Украиной и ЕС, млрд евро

Итак, объемы торговли ожидаемо выросли. Доходило до того, что некоторые другие стратегические партнеры Украины высказывали в связи с этим осторожное беспокойство – конкурировать с европейской продукцией на украинском рынке стало чрезвычайно трудно.

Но что обращает на себя внимание: темпы роста импорта европейской продукции в Украине (16,3%) существенно выше, чем темпы роста украинского экспорта в ЕС (9,4%).

Мы анализировали данные с 2016 (когда уже можно было почувствовать эффект свободной торговли) по 2020 год.
Высокая “стартовая” экспортная стоимость позволяла держать положительный баланс торговли в рамках 44,8-47,6% от товарооборота в течение 2016-2019 годов, но уже в 2020 году этот показатель упал до менее чем 35%.

Потребитель это увидел в ассортименте магазинов. Ко все еще кое как присутствующему польскому яблоку добавились сначала сыры, а потом и молоко. Сыры из Германии и Франции отвоевывали место на полках. Это то, что было видно.
Из невидимого – все еще существенный импорт мяса механической обвалки (проще говоря, перемолотые остатки мяса с хрящами), не находит сбыта в ЕС, однако удобно располагается в украинской колбасе; значительный импорт семян и тому подобное.

Характерно, что экспортируется в ЕС преимущественно сельскохозяйственное сырье, а импортируется – продукция с высокой добавленной стоимостью.

Провал 2020 года заставляет задуматься. Курс гривны тогда еще не укреплялся, и ковидные ограничения не повлияли радикально на аграрную торговлю.

Существенно более мощная поддержка сельхозпроизводителей в ЕС – относительно постоянный фактор, хотя здесь надо признать и свои грехи, а именно влияние перманентного повышения налоговой нагрузки на сельхозпроизводителей в Украине. И этот сериал продолжается, сейчас идет серия с законопроектом №5600.

Но, возможно, все-таки что-то не так в самом Соглашении?

На самом деле Украина все еще не имеет доступа на рынок ЕС по многим видам агропродукции: это говядина, свинина и даже картофель. Размер квот и пошлин здесь просто не имеет значения – для экспорта необходимо пройти аудит системы контроля, и только после этого Украина появится в списке стран, из которых разрешен импорт в ЕС, и соответственно, будет возможность сертифицировать на экспорт отдельные предприятия.

Как этот процесс продолжается, наглядно показывает пример семена злаковых культур.Успешная миссия проверяющих из ЕС по ним состоялась еще в далеком 2015 году, но юридически экспорт семян из Украины в Евросоюз стал возможен лишь в конце 2020 года. Пять лет на одобрение решения о признании эквивалентности системы контроля – это роскошь, которую может себе позволить ЕС. И все это время торговля шла только в одну сторону – из ЕС в Украину.

Аналогично и по другим проблемным товарным позициям – “в состоянии рассмотрения”.

Именно поэтому “глубокую и всеобъемлющую” свободную торговлю с ЕС пока можно назвать только условно свободной.

DCFTA предусматривает определенные рамочные обязательства по признанию эквивалентности, но мы видим, как они работают.

Стратегически существует две опции – либо Украина поставит на переоценку систему контроля в Евросоюзе (как бы это на первый взгляд смешно ни звучало, но статистика по особо опасным заболеваниям животных во многих странах ЕС и адаптированное к нормам ЕС законодательство в Украине дают возможность это сделать), или ЕС несколько оперативнее будет рассматривать заявки Украины на аудит системы контроля по определенным видам продукции, а в более широком смысле – признание эквивалентности.

Правильный ответ достаточно очевиден, но пока не очевиден в достижении.

Хочется верить, что этот вопрос будет поднят на переговорах с европейской стороной и станет предметом понимания.

eurointegration.com.ua

Последние новости: