ВАСИЛИЙ ВИНТОНЯК, директор Инфагро: Сейчас на украинский молочный рынок активно зашли поляки, скоро придут белорусы

Ожидаемый дальнейший рост импорта может не оставить украинским молочникам шансов возродить отрасль.

Наша страна сейчас уже меньше зависима от внешних рынков сбыта – украинским производителям молочных продуктов продавать особо нечего. Но в то же время усиливается влияние импорта. Цены на молочные продукты в Украине остаются достаточно высокими и это привлекает внешних поставщиков.

Подводим итоги внешней торговли молочными продуктами в первом полугодии. Результаты, мягко говоря, поражают. Экспорт значительно сократился, а импорт практически всех видов молокопродуктов вырос в разы даже по сравнению с прошлым годом (ранее был меньше). В денежном выражении позитивность баланса уже совсем незначительная – плюс 23 млн.  долларов. Продали молокопродуктов на 154 млн. долларов, и то с учетом экспорта молокосодержащих продуктов (минус 20% к прошлому году), а завезли – на 131 млн. долларов, в 2,7 раза больше, чем за первое полугодие 2019 года. В молочном эквиваленте «плюс» тоже небольшой – продали 330 тыс. т, купили 220 тыс. т молока. Для страны, которая совсем недавно была в нетто экспорте миллион тонн молока, это совсем плохие показатели. Если тренд срочно не изменить, то уже в следующем году Украина станет нетто-импортером молокопродуктов и в молочном эквиваленте, не говоря уже о деньгах со всеми вытекающими последствиями.

Если пару лет назад Украина импортировала только эксклюзивные сыры и немного свежих молокопродуктов, то сейчас завозится все – огромное количество сыров и масла, много свежих молокопродуктов и даже сухое молоко с сывороткой. Например, по сравнению с первым полугодием 2019 г. импорт сыров вырос в 2,6 раза до 19 тыс. т, то есть каждый третий килограмм проданного в Украине сыра имеет европейское происхождение. Ввоз масла увеличился в 40 раз, до 6,4 тыс. т. А еще два года назад Украину считали одним из крупнейших мировых экспортеров масла. Импорт других молочных продуктов тоже вырос в разы.

До недавнего времени на наш рынок активно продвигали свои товары европейские компании, но в скором будущем значительно увеличится интерес к поставкам в Украину и белорусских поставщиков. Россия, которая является основным покупателем белорусских молокопродуктов, быстро и существенно увеличивает собственное производство молока (в текущем году +1 млн. т) и молокопродуктов и вскоре сократит импорт этих товаров из РБ.

Беларусь тоже увеличила и намерена и дальше наращивать производство и вынуждена будет искать альтернативные российскому рынки сбыта. Искать она их будет, прежде всего, в постсоветских странах. В этом плане Украина, как уже крупный импортер, будет стоять в первом ряду потенциальных покупателей. То есть, в ближайшее время белорусские производители попытаются наладить экспорт в Украину не только сырьевых позиций, но и свежих молочных продуктов и сыров. Не исключено, что уже в следующем году предложение белорусских молокопродуктов может быть сопоставимо с объемами, которые поставляет сейчас в Украину Польша (сейчас более половины европейского экспорта в Украину осуществляет Польша).

Украинские молочники не должны допустить такого сценария развития событий. Иначе шансов возродить молочную отрасль страны останется совсем мало. Это должны понимать не только производители молокопродуктов, но и аграрии. При наших открытых границах отечественное молоко ни в коем случае не должно стоить больше, чем у соседей. Но, к сожалению, похоже, что через пару недель украинские сельхозпредприятия снова будут продавать свое молоко дороже, чем польские и белорусские. И это, естественно, будет способствовать дальнейшему увеличению импорта.

С ростом цен на молоко сырье аграрии могли бы и подождать, ведь прибыльность производства молока после весеннего падения уже начала расти. По оценкам Инфагро, средняя операционная рентабельность производства молока в развитых хозяйствах в первом полугодии составляет 30%. По расчетам специалистов FAO, условный молочный индекс (УМИ) в июне даже вырос, чего раньше не наблюдалось, а прибыльность производства молока в первом полугодии оказалась самой высокой с 2014 года. Так что производителям молока грех жаловаться и стоило бы подумать о развитии направления, пока рынок еще окончательно не освоили молочники соседних стран.

На ежегодной конференции МОЛОЧНЫЙ БИЗНЕС-2020, которая традиционно пройдет в конце ноября, обязательно будет и большая дискуссия на тему засилья импорта на молочном рынке Украины. Мы покажем реальные данные, из которых уже сейчас ясно, что отечественный рынок явно нуждается в защите и оттягивать решение назревшей проблемы дальше нельзя. Приглашаем принять участие в конференции профессионалов, которые, как мы надеемся, найдут возможное и приемлемое в реальных обстоятельствах решение.

Последние новости: