После двухнедельной поездки в США, организованной в августе в рамках программы USDA Cochran Fellowship Program, я уже делился впечатлениями о молочной промышленность США в целом. Сейчас хотел бы остановиться на отраслевом ценообразовании.
Цены на продукты регулируются в немногих странах с рыночной экономикой. В США, как оказалось, государством устанавливаются минимальные цены на молоко.
С этой целью в стране функционирует специальная служба Federal Milk Marketing Order (FMMO) при USDA (Министерство сельского хозяйства США). Эта служба создана еще в 1937 году для регулирования отношений производителей и переработчиков молока и поддержания общего баланса молочного рынка в стране. Для установления цен в США сейчас выделено 11 зон (система работает не во всех штатах). Нужна ли такая помощь – расчет минимальной цены – решают сами участники рынка.
Источник: USDA Agricultural Marketing Service
В США молоко делится на 4 класса в зависимости от назначения в дальнейшем использовании: класс I – для производства питьевого молока; класс II – для производства мороженого, десертов; класс III – для сыра; класс IV – для масла и сухого молока.
Однако минимальная цена устанавливается только для молока класса I и она обычно выше, чем для других классов. Высчитывает эту цену ежемесячно FMMO по специальным формулам, обратным путем, отталкиваясь от стоимости готовых молочных продуктов в торговле. Рассчитывается средневзвешенная цена по всем классам молока (направлениям переработки), которая и становится минимальной для 1 класса.
Следует отметить, что цена молока для производства сыра или сухого молока иногда может быть ниже цены молока I класса даже вдвое. Чаще всего такая разница может формироваться весной, когда в стране создается большой избыток молока. То есть в США, как и в Украине, также есть сезонность в производстве молока и в ценоформировании. Часто в пик сезона американское молоко, предназначенное для производства сыра или сухого молока может быть значительно дешевле, чем в Украине (например 8 центов/фунт). Поэтому понятно, почему часто американский Чеддер продается на внешних рынках по 3 доллара/кг, в то время как для украинского сыра уровень в 4 доллара бывает убыточным.
Вообще фермеры США обычно не имеют высоких доходов от реализации молока. То, что в Украине в молочном производстве можно иметь 40% рентабельности они воспринимают как большое чудо. Для большинства из них чистый заработок в 2-4 цента на литре молока считается абсолютно нормальным.
В отличие от Украины, торговые сети работают на значительно меньших процентах. А цена молока на полке супермаркетов примерно вдвое превышает фермерскую цену сырья:
Источник: USDA Economic Research Service