ВАСИЛИЙ ВИНТОНЯК, директор аналитического агентства Инфагро: Украинский рынок сыра в очередном кризисе

Украинский рынок сыра подвержен постоянным изменениям и, к сожалению, большинство из них нельзя назвать положительными для отечественных сыроделов.  Для такой пессимистической оценки состояния отрасли существует несколько причин, как внешних, так и внутренних.

К внутренним следует отнести стабильное и существенное обострение дефицита сырья, а потому и высоких цен на молоко сырье.  Кроме того, в Украине слишком высока себестоимость производства сыров, и не только из-за дороговизны молока.  У нас слабо консолидированный сыродельный бизнес, совсем мало крупных предприятий, оснащенных современным оборудованием с небольшим количеством персонала.  Имеются сложности с управлением, маркетингом, продажами.

Что касается ведения нормальных продаж, то большой проблемой считается монополия торговых сетей, уже почти полностью диктующих правила торговли, формы оплаты и цены.  От завода к прилавку магазина сыр часто прибавляет в цене до 50%.

К внешним негативным факторам прежде всего следует отнести геополитический кризис в отношениях с Россией.  Во время торговли с этой страной Украина была одной из крупнейших в мире стран-экспортеров сыра.  Из-за закрытия торговли с РФ теперь Украину вообще не принято называть экспортером сыра, ведь мы продаем на внешние рынки уже по 5-6 тыс. т товара.

Более того, на фоне низких мировых цен на сыр наша страна быстро превращается в крупного импортера этого товара.  Уже каждый третий килограмм проданного в Украине сыра имеет иностранное происхождение.

Из значимых положительных моментов следует отметить разве что стабильное увеличение потребления сыра украинцами.

Украинские сыровары вынуждены снижать производство из-за стабильного обострения сырьевого дефицита, а также по ряду других причин.  Но главной проблемой отечественных производителей остается стремительно растущий импорт европейской продукции.  Если рассматривать отдельно выпуск твердых/полутвердых сыров (а они составляют основу рынка), то он за последние три года сократился на 15%.  По оценкам ИНФАГРО в текущем году выпуск такого сыра составит только 57 тыс. т. А еще лет десять назад показатель был в разы больше…

Сыр относится к категории недешевых продуктов, а в Украине они просто дорогие.  Поэтому и раньше во времена обычных финансовых кризисов его потребление заметно снижалось.  Но кризисы проходят и украинцы снова начинают покупать больше сыра.

Три года мы наблюдаем увеличение потребления сыров, несмотря на серьезные демографические проблемы – сокращение рождаемости, трудовую и не только трудовую миграцию.  Даже в прошлом году в условиях коронавирусного кризиса тренд роста продаж сыра не замедлился, а даже ощутимо усилился.

Это просто замечательно и приятно, что украинцы наконец-то разбогатели.  Плохо только, что рост потребления происходит исключительно за счет импортных сыров.  В целом, за три года потребление сыра и сырных продуктов в Украине выросло по сравнению с «дном» 2016-2017 на 20% до 173 тыс. т в 2020 году.  Это просто завидный темп для любой развитой страны.

Если оценивать среднестатистическое потребление сыра на душу населения, выходит уже более 4 кг/год, что является рекордно высоким показателем для Украины.  Но все же не следует забывать, что в Украине все равно очень низкое потребление сыра по сравнению с развитыми странами.

За последние годы Украина, к сожалению, превратилась в достаточно крупного импортера данного товара.  Импорт сыра (настоящего) уже превышает его экспорт во много раз.  А доля зарубежных сыров во внутренних продажах уже превысила треть рынка.  Европейские поставщики стремятся и дальше увеличивать свое присутствие на этом рынке, и для отечественных сыроделов скоро останется совсем мало места на собственном рынке.

До недавнего времени европейские сыры были очень дешевыми и отечественным сыроварам при высокой себестоимости его производства стало очень трудно конкурировать с поставщиками данного товара.  Часто сыры европейского происхождения предлагаются дистрибьюторам процентов на 20 дешевле, чем отечественные примерно такого же качества.

Конечно, это способствовало увеличению импорта.  ИНФАГРО сейчас завершает работу над новым исследованием по рынку сыра, и мы видим, что ситуация сложная.  Например, в прошлом году импортеры уже заплатили за европейский товар почти 100 млн. долларов.  В целом же импорт сыра за период с 2018 года увеличился в четыре раза, и в текущем году по оценкам ИНФАГРО он составит около 43 тыс. т.

Да, сейчас в сыроварном бизнесе сложно.  Но в перспективе все может измениться, если у нас появится сырье и если сыровары смогут реорганизовать производственные и управленческие процессы.  Потенциал для этого в стране просто огромен.  Сейчас активно развивающиеся компании будут стремиться остаться на рынке и в среднесрочной перспективе будут иметь отличный прибыльный бизнес.  Для компаний, которые все же намерены оставаться в этом бизнесе, нужно удержаться на рынке и дождаться лучших времен.

uadairy.com

Последние новости: