ВАДИМ ЧАГАРОВСКИЙ, председатель Совета директоров Союза молочных предприятий Украины: Ситуация с коронавирусом не влияет на отрасль

Вадим Чагаровский, председатель Совета директоров Союза молочных предприятий Украины, рассказал Агрополит о текущем состоянии молочной отрасли.

«Весной традиционно выросло количество молока, а предприниматели начали снижать цены на сырье. По ценам в магазинах на полках – за последний месяц подорожания не было  и оснований для повышения цен нет.

Несмотря на снижение цен на молоко, о заработках на экспорте представители отрасли не мечтают, потому что без господдержки имеют цены выше, чем в странах ЕС.

Ограничений по экспорту в Украине нет, но есть мировые цены. Мировые цены на масло, сухое молоко, обезжиренное молоко падают. Это неутешительная ситуация для производителей, которые ориентируются на экспорт. Потому что такая цена не устраивает производителей сухого молока и масла. Мы должны ориентироваться на цену, которая сейчас существует у ближайших государств-соседей, таких как Польша, Прибалтика и Беларусь.

Чтобы быть конкурентоспособными, цена на молочное сырье в Украине должна быть хотя бы на уровне тех стран или ниже. Например, в Польше цена на молочное сырье сегодня составляет 25 центов без НДС. Умножьте на евро – это 7,50 грн без НДС. Если мы говорим об Украине, то цена должна быть на уровне 9 грн с НДС.

В течение последних 5 лет в Украине ежегодно происходит уменьшение объемов экспорта пищевых продуктов. Это происходит прежде всего из-за отсутствия стратегических возможностей для развития отрасли.

Ситуация с коронавирусом не влияет на отрасль. До 2013-14 года у нас экспорт был на 80% ориентирован на российский рынок. После этого Евразийский таможенный союз установил эмбарго на поставки в Россию. Поэтому на российский рынок украинские молочные продукты не поставляются.

На другие экспортные рынки украинские молокопереработчики переориентироваться не смогли. Потому что для того, чтобы производить продукцию, которая нужна на новых рынках, необходимо инвестировать в модернизацию и технические возможности.

За последние 5 лет ситуация могла бы измениться, если бы действовали финансовые институты, которые давали бы возможность инвестировать давать кредитные ресурсы для молочной отрасли.

По экспорту в страны ЕС, то квоты, которые нам дали, Украина не выбирает, потому что у нас цена на сырье выше, чем в ЕС – мы не можем конкурировать с европейскими продуктами.

Необходимо определить целевые рынки, куда Украина будет экспортировать и это задача для власти. Такими рынками могут быть Ближний Восток и Северная Африка. Это рынки, где существует нехватка животного белка, где нет развития молочного скотоводства. Поэтому эти рынки интересны для украинских переработчиков, туда можно поставлять молочную продукцию. Но на этих рынках уже присутствуют европейские компании. Они имеют зону свободной торговли с Европой. Украина, к сожалению, не со всеми странами имеет подписанные соглашения о зоне свободной торговли. Помощь власти – подписать соглашения о зоне свободной торговли с теми странами, с которыми еще нет договоров. Потому что их отсутствие приводит к таможенным тарифным ограничениям, то есть введению таможенных тарифов для украинской продукции на уровне 20%, 15%, после чего наша продукция становится сразу неконкурентоспособной.

Рынок молока, производящегося в домохозяйствах, во время карантина продолжает работать. Это молоко, которое закупают за наличные небольшие предприятия. За наличные продают и на локальных рынках – если не на базарах, то в локальных маленьких магазинчиках. Этот рынок будет работать до тех пор, пока государство не будет бороться с такой продукцией.

agropolit.com

Последние новости: