ВАДИМ ЧАГАРОВСКИЙ, председатель Совета директоров Союза молочных предприятий Украины: О подписании годовых контрактов на поставку молока с производителями, «молочной тени» и фальсификате

В обширном интервью Agropolit.com, среди многих других был затронут вопрос взаимоотношений производителей молока и переработчиков:

AgroPolit.com: Как защитить владельца той же коровы: как сделать так, чтобы кооперация в таком варианте не превратилась в закрепощение?

Вадим Чагаровский: Этого не произойдет, если модель кооперации выстраивать правильно.

С чего нужно начинать кооперацию в молочной отрасли сейчас? С момента подписания годовых контрактов на поставку молока с производителями. Годовой контракт, а в нем сразу прописаны коридоры цен. Чтобы не было так, что неожиданно на 20% поднимается цена на молочное сырье.

Молокоперерабатывающему предприятию требуется планирование. Закончится летний контракт, тогда товаропроизводитель (товаропроизводители) имеет право его продлить, либо искать другого переработчика, с кем заключается другой летний контракт.

То же самое с кооперативом. Есть юридическое лицо – молокоперерабатывающее производство, есть кооператив, где оно является членом, а у юрлица с этим кооперативом – годовые контракты. Это решают члены кооператива, не одно предприятие. Право голоса у юрлица и физлица в кооперативе – одинаковое. Это является гарантией для производителя, а производителем является кооператив.

Молокоперерабатывающее предприятие берет на себя такие обязательства в кооперативе: селекционная работа, ветеринарные услуги, заготовка кормов на осень-зиму, технические вещи. Тогда этот кооператив будет действовать.

А со стороны участников кооператива следующие обязательства: передача в аренду кооперативу коров на период существования кооператива.

AgroPolit.com: Поговорим о «черном» кэше, который возникает на пути от единоличника-производителя молока к перерабатывающим предприятиям. Каковы масштабы этого явления?

Вадим Чагаровский Молоко от единоличника сегодня на молокоперерабатывающие предприятия, в основном, поставляют посредники. Теневой заработок посредника, котопый закупает молоко у крестьян – 1 гривна на 1 литр. За год это 1 млрд гривен. Я считаю, что молочное производство «в кэше» – это 20% от общего рынка молочной продукции. Общий теневой кэш всей продукции в молочной отрасли составляет 7-8 млрд грн в год.

Сегодня появилось очень много небольших цехов, перерабатывающих 0,5-2 тонны молока в день, но вы их нигде не увидите в статистике. Таких примерно 5-7% на рынке. Они работают только в кэше. Это производство и реализация на местном локальном уровне.

AgroPolit.com Как сегодня следует действовать МЭРТ?

Вадим Чагаровский: Чтобы убрать с рынка молочную тень, МЭРТ должен ввести аттестацию посредников и молочных производств. Но это сделать непросто, поскольку сейчас все местные органы власти живут на откатах с работы этих подпольных цехов. Поэтому, даже если такой приказ от МЭРТ и появится, то на местном уровне желание его выполнять вряд ли будет. Побороть теневой молочный рынок поможет только комплекс государственных мероприятий.

AgroPolit.com: Поможет ли это вывести «украинскую Алису из молочного зазеркалья»?

Вадим Чагаровский: На это влияет много факторов. Один из них – провал борьбы государства с фальсификацией. Ее нужно перезапускать. Например, Харьковская область – крупнейший производитель творожного фальсификата: там ежедневно изготавливается 30-40 т неучтенных творожных изделий, которые продают на базарах и местном уровне по 35 грн за 1 кг. Эти цеха юридически существуют, показывают деятельность. Но они используют «инновационные» технологии изготовления молочки, где из 1,3 т обезжиренного молока делают тонну «творога» с добавлением растительных белков, жиров, фиброволокон и стабилизаторов …

Молочной отрасли для развития нужны технические регламенты. Сейчас их называют требованиями. В Болгарии сегодня полки торговых сетей разделены по принципу «молочные продукты» и «имитационные продукты». Так надо сделать и в Украине

AgroPolit.com В парламенте хотят принять закон о молокосодержащие продукты. Что скажете об инициативе?

Вадим Чагаровский: Я вообще противник принятого закона 1870-IV «О молоке и молочных продуктах», а тем более изменений, с введением которых прибавилось понятие «молокосодержащие продукты». Этот термин вводит в заблуждение потребителей и позволяет фальсификаторам производить фальсифицированные продукты. Я за выработку требований к молоку и молочным продуктам, за внесение термина «имитационные продукты», но не искусственную замену этих понятий и обман потребителей.

В 2008 году, когда мы вступали в ВТО, закон о молоке был в списке тех законов, которые подлежали отмене. К нему постоянно обращаются нардепы в период электоральных выборов. Это возможность показать вроде как заботу о сельском населении.

Все, что нужно молочной отрасли для развития – технические регламенты. Сейчас их называют требованиями. Давайте назовем этот документ «Требования к молоку и молочным продуктам», разработаем и примем его на уровне Кабмина, или приказом МЭРТ. Такие же требования следует разработать по имитационным продуктам и утвердить их.

AgroPolit.com: Какой процент фальсификата молочной продукции на украинском рынке?

Вадим Чагаровский: Я могу говорить о некоторых продуктах, которые фальсифицируются. Прежде всего это продукты с высоким содержанием жира – масло, сметана. Я думаю, степень фальсификации по маслу 30-40%. Потребителям следует покупать масло известных торговых марок, там фальсификата нет.

Хочу заметить, что фальсификация сливочного масла и сметаны в основном происходит на уровне местных локальных производителей. Если теневой рынок до 20%, то такой же процент фальсификата.

Вторая категория продуктов, которые больше всего фальсифицируются, это творог. Сейчас на рынках в маленьких продовольственных магазинах 95% этого продукта – фальсификат. Из этого продукта делают сырники, вареники с творогом … В целом же 80% всей молочной продукции Украины соответствует своему названию, а 20% – подделка.

Полное интервью – agropolit.com

Последние новости: