ТАРАС КАЧКА, заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины – торговый представитель Украины: Запрос на использование зеркальных квот возможен от нескольких секторов

В своем интервью AgroPolit Тарас Качка, заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины – торговый представитель Украины, ответил на несколько вопросов, касающихся непосредственно внешней торговли молочными продуктами.

AgroPolit.com: Европа – наш основной торговый партнер с 40% в структуре экспорта 2020 года.  Мы общались с бизнесом и у многих из них есть предложение к МЭРТу – инициировать в рамках переговоров с ЕС по ЗСТ внедрения зеркальных квот.  Они будут объектом переговоров?

Тарас Качка: Сейчас такой запрос возможен от нескольких секторов.

AgroPolit.com: Например животноводство …

Тарас Качка:  В животноводстве такой запрос поступил в МЭРТ только по свиноводству, потому что там есть специфическая проблема на рынке.  Мы говорили с нашими производителями свинины о том, что понимаем их опасения относительно торговли сырой свининой.  Цены являются низкими для производителей.  А производство в ЕС является большим и там существует профицит, и мы это тоже видим.  Но при этом у нас тоже есть потенциал, который очень сильно поврежден африканской чумой свиней … Если же мы видим, что не очень можем конкурировать, или боимся конкуренции по сырой свинине – вполне возможно, что у нас есть много ниш в ЕС по термически обработанной продукции, начиная с тушенки, заканчивая колбасой и другими изделиями.

AgroPolit.com: Но есть еще запрос от молочников, представителей органической продукции.

Тарас Качка: Не надо путать вопрос переговоров и расследования в рамках торговой защиты.  Молочники говорят о том, что годовой рост импорта из ЕС требует немедленного вмешательства государства в рынок.  Будет ли это сделано?  В большой степени это зависит от того, насколько качественным и взвешенным будет соответствующее заявление с требованием расследования против импорта.  Насколько я знаю, производители близки к этому по позиции сыров из ЕС.  МЭРТ уже информировал ЕС об этой проблеме и она обсуждалась в Брюсселе.

Этот вопрос чрезвычайно политически чувствителен и неосторожные шаги и даже заявления могут нарушить и тот конструктив, который у нас есть в ЕС, и конструктив, который мы имеем в диалоге с национальным производителем.

В любом случае не стоит забывать почему возникла эта проблема. С одной стороны – есть чрезмерные субсидии в ЕС, с другой – трансформация нашего рынка.  Не надо забывать, что наш рынок молочной продукции тоже существенно меняется.  Происходит переход от домохозяйств к большим  фермам и так далее.  Это занимает время, и соответственно влияет на потребителей.  То есть, на ситуацию в молочной отрасли повлиял ряд факторов.  И это ситуация, которая формировалась годами. И годы уйдут на то, чтобы ее исправить.

AgroPolit.com: Все же вернусь к зеркальным квотам: они будут предметом переговоров?

Тарас Качка: Термин зеркальная квота – это сферический конь в вакууме.  У нас была одна ситуация в переговорах много лет назад по сахару, когда мы говорили, что уровень доступа на рынок ЕС для украинского сахара идентичен, 100%.  Мы поставляем 30 тыс. т, и они – 30 тыс. т. Но ситуация в сахарной отрасли поменялась от начала переговоров до их завершения.  Поэтому надо очень осторожно использовать симметрию как механизм – только если это крайняя мера.  Я считаю, что у нас не много товаров, в отношении которых следует применять зеркальные квоты в рамках ЗСТ с ЕС.  Если мы выходим на переговоры с защитной позицией, то следует думать не о мгновенной защите, а стратегический.  Через год, полтора ситуация в той или иной области поменяется, потому что эффективность украинского сельского хозяйства очень высока.

AgroPolit.com: Речь идет о пересмотре условий на следующие 5 лет или на большее?

Тарас Качка: Пересмотр соглашения с ЕС происходит каждые 5 лет.  Но можно и раньше.

AgroPolit.com:  Правительство совместно с Центром экономического восстановления готовит «Национальную экономическую стратегию-2030» для Украины.  Какое в ней место и роль международной торговли и заключение тех же ЗСТ с разными странами?  Что это нам даст?

Тарас Качка: В рамках Национально-экономической стратегии есть отдельный раздел по международной торговле.  Впрочем ждать новых сенсаций в международной торговле не стоит.  Глобус и карта мира известны, как и наш экспортный потенциал.  У правительства есть четкий набор международных торговых приоритетов, определенной экспортной стратегии.  Вот эту стратегию мы планируем обновить в 2021 году.  Кроме того существует «Стратегия экономического развития» – там все то же написано, что и в экспортной.

Конечно, у МЭРТа есть план действий на 2021 во внешней торговле.  Один из векторов – работа в направлении Китая.  Еще в прошлом году мы договорились с Китаем о совместном исследовании экономики обеих стран на предмет основных положений для Соглашения о свободной торговле.  Мы подписали соответствующее совместное заявление во время украино-китайской комиссии в 2020 году о проведении оценки потенциала возможного Соглашения о свободной торговле между нашими странами.

Кроме того, у Украины есть договоренности с Индонезией, Вьетнамом, Египтом, Тунисом, Иорданией и рядом стран в Средиземноморском регионе, Ближнем Востоке по сделкам о свободной торговле.  Потому что каждая сделка по свободной торговле – это 2-3-4 года работы.

А главная задача, отраженная и в «Национальной экономической стратегии-2030» неизменна – сделать украинскую продукцию доступной на внешних рынках.  Как этого достичь?  Есть три составляющие, которые всегда были, есть и всегда будут неизменными.

Первое – это снятие тарифов, то есть это продвижение соглашений о свободной торговле, или глобальные переговоры в ВТО.  Пока глобальных переговоров в ВТО нет, у нас есть соглашения о свободной торговле с рядом стран, о которых я уже говорил.

Второе – это признание нетарифных барьеров, как вот по зонированию по птичьему гриппу, по доступу к промышленному безвизу с ЕС, признание эквивалентности по пищевой продукции.

И третье – это финансы.  Их должно обеспечить нашим экспортерам Экспортно-кредитное агентство.  Правительство его капитализирует и запускает, а дальше оно должно работать совместно с банками.

То есть набор инструментов здесь достаточно тривиален.  Далее это вопрос системности текущей работы системной, и все.

agropolit.com

Последние новости: