Социальные сети и качество пищевых продуктов

Статья Мелиссы Линд «Парадокс безопасности пищевых продуктов», опубликованная недавно порталом www.foodonline.com касается темы, небезынтересной для производителей молочных продуктов, а именно – роли социальных медиа в распространении отзывов потребителей о продукции.

Мгновенно разлетающиеся по социальным сетям претензии к качеству волнуют компании любой отрасли, но пищевая промышленность особенно чувствительна к реакции потребителя на случаи неудовлетворительного качества продуктов. Ведь безопасность в этом случае – это часто угроза жизни.

С одной стороны, пишет Мелисса Линд, идет постоянное усовершенствование и усложнение стандартов безопасности и качества. Желание оградить потребителя от неприятностей, связанных с некачественными продуктами, порождает все более строгие требования. Количество документов, которыми регулируются эти вопросы, также растет.  В ситуации прозрачности контроля и доступности данных о случаях нарушения требований, эта информация распространяется теперь практически мгновенно. Причем, с одной стороны, случаи несоответствия качества требованиям являются неисчерпаемым источником для многократного воспроизведения одного и того же факта нарушения самыми разными медиа. С другой – для распространения такой информации традиционные средства массовой информации, похоже, не очень и нужны, поскольку  значительно быстрее это делают социальные сети, причем глобально.

Общеизвестно, что результаты многолетних усилий и затрат, которые несут компании для продвижения и признания бренда потребителем, могут быть перечеркнуты каким-нибудь одним скандалом, связанным с качеством. Известны случаи, когда компании вынуждены были даже менять название или проводить полный ребрендинг, чтобы восстановить репутацию и продажи.

Повышение требований приводит к росту количества случаев отзыва продуктов из продажи. Например, в первой половине прошлого года FDA (Food and Drug Association) было зарегистрировано 253 отзыва продуктов и намного больше случаев предупреждения таких случаев, которые официально не регистрировались. Отзывы чаще всего случалось из-за продажи продуктов с истекшим сроком годности, под чужим брендом, а также из-за фальсификации или обнаружения в продуктах патогенных микроорганизмов.

В тех условиях, в которых сейчас находится украинский потребитель – условиях резкого повышения цен на продукты питания при низкой платежеспособности, угроза фальсификаций возрастает. Ведь производители станут стремиться приспособиться к реалиям рынка и выпускать продукты, которые будут по карману обнищавшему потребителю.

Что это означает в производстве молокопродуктов при возросшей цене на сырье и импортные составляющие, которые используются в рецептуре (не говоря об увеличившися энергозатратах, затратах на доставку и т.п.)? Это означает, например,  более широкое использование растительного сырья вместо молочного (что не является открытием, хотя, как считают некоторые молочники, такое популярное прежде пальмовое масло сейчас стало настолько дорогим, что его применение не имеет смысла). Это игры с объемом упаковки и использованием более дешевых ее видов. Для большинства производителей это также отложенная модернизация и работа на старом оборудовании,  которое часто не может обеспечить необходимую степень качества и безопасности. Это вынужденная экономия на сопутствующих производству процедурах и технологиях. Это сокращение закупок сырья молокозаводами и возобновление подзабытых «молочных войн» . Структура продаж также изменится. Возможно, мы увидим даже продажу молока с молоковозов в бытовые бидончики, как это было в 90-е …

Так или иначе, но производители молочных продуктов будут стараться удержаться на плаву и продолжат удерживать рынок, даже слабеющий, выпуская тот ассортимент, который будет пользоваться спросом в текущей ситуации. Молочные продукты, пусть и не в таких объемах и разнообразии, как это было некоторое время назад, но будут покупаться. При этом социальные медиа продолжат играть свою роль фактически ежедневного распространителя информации об их качестве.

Потребитель, даже обедневший и переключающийся на более дешевые виды продуктов, вряд ли захочет мириться с явной фальсификацией и обманом. И если из-за текущих трудностей производители предложат ему пока что покупать сырный продукт вместо сыра и спреды вместо масла, то пусть об этом будет честно написано на упаковке.

Правильный маркетинг может использовать даже это. Потребитель оценит честность производителя, а социальные сети незамедлительно о ней расскажут.

Татьяна Антоненко для ИНФАГРО

Последние новости: