Последнее время все разговоры вращаются вокруг того, как мир, люди и, прежде всего, экономика смогут вернуться к нормальной жизни после пандемии и избежать еще большего ущерба. Еще один карантин, который, несомненно, будет введен, если цифры заражения вновь начнут расти, по всей вероятности, станет смертельным приговором для значительной части промышленности и экономики.
В любом случае, огромные потрясения произойдут, когда мир выйдет из режима изоляции. Угроза того, что миллионы рабочих мест или будут, или уже потеряны, подтолкнет людей к сдержанности в трате денег. Людям придется экономить на всем. Кроме того, сократится мировой экспорт молока, потому что нефтедобывающим странам, в частности, не хватает денег из-за падения цен на нефть и это не благоприятствует росту спроса.
Кстати, пандемия влияет на переработчиков молока по-разному. Есть компании с хорошим разнообразным портфелем продукции, и они в текущем кризисе чувствуют себя совсем неплохо. Другие же не знают, как и где продавать свою продукцию, особенно если они были всегда сосредоточены на определенных нишах, таких как общественное питание. Таким производителям и сыроварам в этом году непременно придется испытать большие трудности.
Однако для молочной отрасли в целом кризис все же не выльется в полный крах, если ситуация в секторе общественного питания достаточно быстро вернется на круги своя. Столовые и предприятия общественного питания, скорее всего, будут здесь движущей силой, и тогда возврат к какому-то приемлемому уровню будет успешным.
Однако, учитывая особые требования, предъявляемые к общественному питанию в период эпидемии, существенного восстановления продаж у ресторанов в долгосрочной перспективе не будет, особенно с учетом того, что здесь играет свою роль угроза безработицы и ограничение потребления. Поездки в отпуск также могут полностью исчезнуть. На торговлю молочными продуктами для бизнеса влияют сбои в логистической цепочке даже сейчас, когда ограничения постепенно снимаются. Несколько месяцев торговли будут потеряны, а плохой экономический климат во всем мире после пандемии не позволит быстро наверстать упущенное.
Конечно, Covid-19 окажет влияние и на цены на молоко. Как всегда, это произойдет с некоторой задержкой, но и с продленным последующим периодом. Доходы отрасли будут поддерживаться только за счет создания в ЕС частных запасов в течение короткого периода времени, при этом цены будут стремиться к интервенционным уровням.
На данном этапе совершенно неясно, когда произойдет восстановление. Единственное утешение состоит в том, что молочная индустрия в целом все же находится в гораздо лучшем положении, чем другие отрасли, например, такие как туризм.
IDM