ОЛЬГА ТРОФИМЦЕВА, и.о. министра агрополитики и продовольствия Украины: Нужно ли министерство аграриям?

Сейчас довольно много разговоров идет вокруг целесообразности существования тех или иных министерств.  Соответственно мне, как исполняющей обязанности министра аграрной политики и продовольствия Украины, хотелось бы высказать собственное мнение по этому вопросу в своей области.

Меня сложно назвать кадровым чиновником, а следовательно, и заподозрить в ангажированности.  Мой путь к должности и.о.  министра был довольно нетипичным учитывая практику украинского истеблишмента.  Образование в аграрном университете Украины и научная степень в Германии позволили в течение многих лет работать в рыночных институтах в Берлине, чуть ли не ежедневно общаться как с бизнесом, так и с государственными учреждениями Германии и Европейского Союза.

Замечу, что этот опыт позволил мне сформировать собственный взгляд и проникнуться базовыми принципами, на которых до сих пор формируется аграрная политика ЕС:

– поддержка производителей для повышения уровня их производительности;

– обеспечение устойчивого и доступного снабжения;

– обеспечение качества и безопасности продовольствия для потребителей;

– обеспечение достойного уровня жизни фермеров в ЕС;

– помощь в адаптации к изменениям климата и разумном использовании ресурсов.

– поддержка сельских территорий и ландшафтов (видов, окружающей среды), содействие более сбалансированному развитию регионов, учитывая процессы урбанизации.

Как и многим украинцам, мне никогда не была безразлична судьба родной страны, поэтому когда мне предложили переехать в Киев и возглавить проект по содействию торговле агропродовольственной продукцией с ЕС, я охотно согласилась, потому что подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС подняло пласт задач, которые  нужно было выполнять и наполнять практическим содержанием.

Уже потом, после двух с половиной лет работы, когда при моем участии был принят и ряд важных евроинтеграционных законов, и подписаны важные международные документы или проведены результативные торговые миссии, многие другие рабочие мероприятия, весной этого года я стала и.о.  министра.  Не так, чтобы приставка позволила получить больше пространства в принятии радикальных решений, однако считаю, что за четыре месяца мы с коллегами из Минагро и нашими ЦОИВ все же достигли конкретных результатов, к которым смело отнесу полномочия фитосанитарных лабораторий, компартментализация, правила импорта животноводческой продукции,  утверждение правительством секторальной экспортной стратегии и другие наработки.

Опираясь на собственные принципы и знания, а также полученный в последние годы опыт, должна сказать, что аграрный сектор нашей страны имеет абсолютно полное право иметь собственного представителя, я бы даже сказала, лоббиста в высшем государственном коллегиальном органе исполнительной власти – Кабинете министров.

Вопрос целесообразности существования в нашей стране отраслевого министерства обуславливается логикой обеспечения экономического роста (18% ВВП и 40% валютной выручки формирует сегодня именно АПК) и мировым опытом – этим путем идут довольно эффективно почти все страны – мировые лидеры на продовольственных рынках (от США, Бразилии, Австралии, Китая, Канады, и в ЕС, где каждая страна – член имеет не только собственное министерство, но и общеевропейский директорат DG Agri).

На глобальном уровне в структуре ООН также имеем отдельную организацию – ФАО.

Все институты играют важную роль в формировании аграрной политики, обеспечении продовольственной безопасности, стимулировании эффективности и производительности производства продовольствия.  Более того, эти страны не боятся на это тратить довольно существенные средства.  Бюджет USDA составляет в этом году 144 млрд долларов, бюджет САП ЕС на меры поддержки на 2014-2020 – 408,31 млрд евро.

При этом отмечу, я не являюсь сторонником массированной государственной поддержки всего сектора, так как это приводит к искажению экономических отношений и смещению экономических рычагов, а считаю нужным тратить ограниченные ресурсы на формирование точек роста в секторе и в экономике в целом фокусными программами.

Более того, во многих странах неотъемлемой частью аграрного ведомства является развитие сельских территорий, так как сложно отделить АПК от села как такового.

Также можно встретить примеры, где вопросы сельского хозяйства и сельских территорий объединены с вопросами охраны окружающей среды и природопользования.

Что греха таить, многие страны проходили через объединение / присоединения министерств сельского хозяйства (этим путем прошли и США, и Германия, и Франция, и даже Нидерланды).  Однако в конце концов все они так или иначе приходили к признанию необходимости отдельного министерства, которое бы выполняло функции формирования и реализации аграрной политики своих государств.

Потому что это не только много специфических подотраслей (в нашем случае – 49), которые требуют соответствующего уровня знаний, понимания и навыков, но и “искусство” медиации между интересами и потребностями производителей, общества и государства как субъекта.

Задачи перед каждым государством определяются как требованиями времени, так и потребностями общества.  И здесь мы должны поставить вопрос не о существовании, а наверное все же о наполнении работы, о задачах: исходя из вызовов времени, общества и глобальных рынков, что должно делать Минагрополитики Украины сегодня?

В начале существования независимой Украины аграрная политика основывалась на потребности обеспечения продовольственной безопасности, позже – необходимости стимулирования развития.  Это проявлялось в таких инструментах, как государственные закупки, администрирование работы государственных предприятий и регулирование цен на продовольственные товары, введение экспортных ограничений.

Затем были этапы внедрения более рыночных цивилизованных инструментов (интервенции, либерализация), а на последнем этапе – внедрение принципов разумной регуляции и европейская интеграция.

Все это имело свое влияние, прошло 28 лет и сегодня Украина уже занимает видное место среди экспортеров отдельных видов аграрной и пищевой продукции, является одним из гарантов мировой продовольственной безопасности.

Осознавая существующие темпы роста производительности в АПК и необходимость модернизации производства, важность стимулирования формирования добавленной стоимости непосредственно производителями агропродовольственной продукции, обеспечение эффективности использования имеющихся ресурсов, и концентрацию на производительности отрасли, наиболее чувствительными точками роста в последующих периодах должны стать такие “краеугольные камни”:

Инновационность – обеспечение технологичности, трансфера технологий, наукоемкости, эффективности и производительности агропродовольственного производства. Именно поэтому формирование новых подходов к аграрной прикладной науки и аграрного образования для меня лично одним из самых высоких приоритетов.

Конкурентоспособность и экспорт – концентрация на эффективности и устойчивом использовании ресурсов, на производительности труда, создании добавленной стоимости и оптимизации энергозатрат на единицу продукции.

Обеспечение использования существующих и создания новых конкурентных преимуществ, стимулирование формирования добавленной стоимости отечественными производителями агропродовольственной продукции.

Управление рисками и формирование подходов climate smart agriculture – развитие механизмов управления финансовыми, технологическими, коммерческими, природно-климатическими и другими рисками, стимулирование разработок и внедрение мероприятий страхования, адаптации к изменениям климата и эффективного использования ресурсов.

Развитие сельских территорий – приоритет по развитию сельских территорий является сквозным направлением, взаимосвязанным со среднесрочными целями правительства в части достижения экономического роста, эффективного управления и развития человеческого капитала.

Соответственно, общественную и профессиональную дискуссию, по моему мнению, нужно направлять на формирование нового видения относительно основных задач министерства как в сфере формирования аграрной политики и управления сектором, так и в сфере его “обслуживающей” функции: как медиатора, лоббиста и беспристрастного экономиста-аналитика  для АПК.

epravda.com.ua

Последние новости: