ОЛЬГА КОЗАК, представитель IFCN в Украине, ведущий научный сотрудник ННЦ ИАЭ: Тенденции потребления молочных продуктов в Украине. Влияние пандемии

Уже накануне пандемии было понятно, что мировая молочная промышленность находится на пороге масштабных изменений. Едва ли не самым важным фактором стала урбанизация. Рост доходов городского населения сразу сказался на увеличении содержания животных жиров в рационе, причем молочный жир был наиболее доступным, а потому первым заменял растительный.

Произошло также увеличение потребления масла и твердых сыров и постепенное уменьшение потребления так называемых «свежих молочных продуктов» (fresh dairy products), то есть питьевого молока, ферментированных продуктов, молочных напитков, а также творога. Чтобы удержать потребителя, производители этой продукции значительно расширили ассортимент. Так, питьевое молоко можно найти с различным содержанием жира, с наполнителями, подсластителями, произведенное по специальной технологии (например, ультрапастеризованное молоко или молоко А2) и от различных видов животных. То же касается и другой продукции. Значительно расширился рынок йогуртов.

Культура питания вне дома активизировала рынок молочных ингредиентов. Увеличение количества людей с лактозной непереносимостью побудило молочную промышленность начать производство безлактозной молочной продукции.

Норма потребления

Общеизвестно, что среднестатистический украинский потребитель не потребляет молока и молочных продуктов в соответствии с нормой, которая составляет 390 кг на душу населения в год на одного человека. Такой нормативный показатель можно считать достаточно обоснованным. Во-первых, он уже был достигнут в начале 90-х годов, во-вторых, Украина относится к странам, где молоко и молочные продукты составляют треть суточного рациона. В-третьих, такой или даже более высокий уровень потребления достигнут в развитых странах мира.

В 2019 году потребление молока и молочных продуктов в Украине достигло антирекордного за период независимости уровня – менее 200 кг. При этом основной причиной снижения стала не смена рациона за счет увеличения в нем доли продуктов премиум сегмента, а существенное уменьшение доходов украинцев за последние 30 лет в результате ряда экономических кризисов, вызванных как внутренними, так и внешними факторами. Именно этим объясняется высокая доля расходов на питание, которая в Украине в 2019 году была одной из самых высоких в мире – более 40% (на молочные продукты 14%). В развитых странах показатель расходов на питание не превышает 15%. Украина же практически отстает, догоняя Уганду, Анголу, Бангладеш и Нигерию, которая имеет наибольший показатель расходов на питание в мире – 59%.

Тренды

Украинские тренды в потреблении молочных продуктов имеют определенные особенности. Во-первых, имеем уникальную ситуацию, когда на одном рынке фигурируют и даже конкурируют между собой два вида производителей молока – высокотехнологичные молочные фермы со средним поголовьем 500 коров и более,  и хозяйства населения, которые представляют собой почти 1 млн домохозяйств с поголовьем 1-2 коровы, которых держат для обеспечения молочной продукцией собственных семей и реализации остатка на сельских рынках, а также обеспечения родственников и соседей. Такое молоко вращается вне организованного рынка и практически нигде документально не фиксируется. На переработку население реализует лишь 14% от производимого молока.

По данным статистики, в 2019 году доля молока, которое осталось у населения, составила 6,1 млн тонн, или 63% от всего молока, производимого в Украине. Эта доля раньше была еще выше и в отдельные годы превышала 80%, однако за последние 10 лет производство молока в этой категории сократилось на 28%.

Если предположить, что одна корова обеспечивает молочной продукцией в среднем одну семью из 5 человек, то это означает, что около 7 млн ​​крестьян, или 54% от всего сельского населения, могут полностью обеспечить себя молочными продуктами.

Городские и сельские жители

Украинские городские и сельские жители, если бы не были ограничены низкими доходами, потребляли бы молочных продуктов в объеме, соответствующем рекомендуемой рациональной норме. Это подтверждает и анализ зависимости уровня потребления молока и молочных продуктов в пересчете на молоко от денежных доходов населения.

Сельское население достигает нормы потребления молочных продуктов при доходах свыше 5000 грн/месяц, а городское – при доходах свыше 6400 грн. Проблема в том, что такой уровень потребления может себе позволить только 11% сельских домохозяйств и 10% городских. Углубление кризиса приведет к дальнейшему уменьшению численности таких домохозяйств.

Одной из особенностей употребления молочных продуктов в Украине является большая доля свежих молочных продуктов в рационе как сельских, так и городских домохозяйств. По данным международного аналитического агентства CLAL Украина является мировым лидером по потреблению питьевого молока и других свежих молочных продуктов – кисломолочных и творога. Низкие доходы большой части потребителей приводят к выбору ими более дешевых продуктов, к которым относится, прежде всего, цельномолочная продукция. С ростом доходов рацион меняется в пользу более дорогих видов продукции – сыра и масла.

Такая зависимость характерна как для сельских, так и для городских домохозяйств с той разницей, что доходы крестьян ниже, а потребление за счет собственного производства выше.

Различия между сельскими и городскими жителями в потреблении молочных продуктов касаются ассортимента молочной продукции, места приобретения и происхождения. Городские жители преимущественно покупают продукцию, произведенную молочной промышленностью, в торговых сетях, а сельские производят её сами или покупают на локальных рынках. Крестьяне, при незначительной разнице в объемах потребления (на 7% больше, чем жители городов), от 43% до 48% молочных продуктов за исключением масла получают из своих домохозяйств.

Пандемия и потребление

Приближающийся мировой экономический кризис в первую очередь приведет к уменьшению уровня доходов населения. Соответственно, потребители перейдут к более дешевым молочным продуктам, уменьшив в целом объемы потребления. Вероятно, показатель потребления молока и молочных продуктов в 2020 году будет меньше, чем он был в 2019.

Спроектировать поведение потребителей можно за счет коэффициентов эластичности спроса по доходам. Так, по молочным продуктам коэффициенты эластичности в пересчете на молоко составляют для сельских жителей 0,75, а для городских 0,57. Чем беднее население, тем ближе к 1,0 показатель эластичности молочной продукции, что приближает ее к товарам роскоши.

С усилением кризиса неэластичными по доходам останутся лишь самые дешевые молочные сегменты, а коэффициенты в указанных группах значительно возрастут.

Итак, основным фактором, сдерживающим потребление молочных продуктов в соответствии с рациональными нормами, являются низкие доходы подавляющего числа населения. До пандемии лишь 10% домохозяйств Украины потребляли молочные продукты в объемах, отвечающим рекомендуемым нормам и соответствующим уровню развитых стран мира. То есть, в молочном рационе большинства потребителей преобладало питьевое молоко и кисломолочная продукция.

Дальнейшее уменьшение доходов вследствие приближающегося мирового кризиса существенно повлияет на потребителя молочных продуктов и приведет в целом к ​​изменениям в молочной отрасли Украины. Потребление молочных продуктов уменьшится и будет ориентировано на более дешевые сегменты цельномолочной продукции.

Население будет и в дальнейшем обеспечивать свои семьи собственнопроизведенным молоком и молочными продуктами.

В общем активизация натурального производства в период кризисов достаточно оправданна, ведь это частично гарантирует крестьянам регулярное обеспечение молочными продуктами своих семей. Пандемия лишь подтвердит уверенность крестьян в необходимости формирования продовольственных запасов, целесообразности производства продуктов и их хранения, особенно при низких денежных доходах, которые по прогнозам должны стать еще меньше в ближайшие два года.

Безусловно, пандемия заставит тех крестьян, которые планировали свернуть молочное производство, задуматься стоит ли это делать и, возможно, они решат сохранить его. Это при условии, если будут налажены традиционные каналы сбыта (сельские базары), временно закрытые на карантин.

 

Последние новости: