МАКСИМ ФАСТЕЕВ, ведущий аналитик Инфагро: Новый рейтинг топ-20 от Rabobank. Много интересного

Rabobank выпустил свежий рейтинг топ -20 молочных компаний по денежному обороту и здесь много интересного.   

Количество слияний и поглощений на мировой молочной арене в 2019 году составило 115 сделок, что чуть больше, чем в предыдущем году (112). Большинство сделок 2019 года, включая инвестиции, продажи, поглощения, создание совместных предприятий и стратегических альянсов, были совершены в Европе (64), далее идут Северная Америка и Азия (39 и 25, соответственно). По состоянию на середину 2020 года количество сделок, связанных с молочной продукцией, составляет 52.

Стратегическим вопросом для некоторых компаний было инвестировать в новый бизнес или продавать текущие активы, поскольку десять компаний из Global Dairy Top 20 отчитались о снижении продаж за год в долларовом выражении. На примере приватного молочного гиганта #Lactalis можно увидеть однозначный ответ – компания активно нарастила свою молочную империю, заключив 41 сделку с 2013 года, а в последнее время расширила свое глобальное присутствие на Ближнем Востоке и в Африке, а также в Северной и Южной Америке.

И наоборот, лидер рейтинга последних лет решил продать некоторые из своих непрофильных молочных активов. Компания #Nestlé оптимизировала свой американский бизнес по производству мороженого стоимостью 1,8 млрд долларов США вместе с другими активами (некоторые из которых были приобретены Lactalis), что привело к значительному сокращению разрыва между двумя ведущими мировыми молочными компаниями. Nestlé остается на первой позиции свежего рейтинга, но разрыв между ней и Lactalis в 2018 году сократился с 3,5 млрд. долларов до 1,1 млрд. долларов в 2019 году.

Крупнейший молочный кооператив США делает стратегическое и важное приобретение, переместившись в рейтинге с 6 на 3 место. Компания Dairy Farmers of America (#DFA) в начале 2020 года приобрела Dean Foods, ранее занимавшую 11-е место, тем самым увеличив годовые продажи на 47,5%. В конце этого года DFA получит дополнительный органический рост с вводом в эксплуатацию крупного сыроваренного завода (135 тыс. тонн в год) в Мичигане, который является совместным предприятием с Select Milk и Glanbia.

Органического роста оказалось недостаточно для сохранения рейтинга #Danone, и в этом году компания опустилась на четвертую позицию. Ещё совсем недавно, в 2017 году, Danone занимала 2-е место в рейтинге.

Азиатские компании сделали очередной прорыв в списке этого года. Крупнейшая молочная компания Китая #Yili входит в пятерку лидеров с ростом почти на 20% в годовом исчислении, отчасти благодаря приобретению кооператива Westland в Новой Зеландии.

Все более жесткая конкуренция на внутреннем рынке Китая вынуждает компании искать возможности роста за рубежом, но это становится все более сложной задачей. Вторая по величине молочная компания Китая, #Mengnui, поднялась с 10 на 8 место вслед за приобретением австралийской компании Bellamy’s и созданием совместного предприятия с Coca-Cola для продажи молока в Китае. Однако запланированное приобретение Mengnui другого австралийского бизнеса, Lion Dairy & Drinks, в настоящее время принадлежащего Kirin (Япония), не получило одобрения Австралийского Надзора за иностранными инвестициями из-за растущей напряженности между двумя странами.

Консолидация ключевых молочных активов компаниями #Fonterra и #FrieslandCampina привела к снижению продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как в долларах США, так и в евро, и каждая из компаний опустилась на две ступени в рейтинге этого года. Аналогичным образом #Arla Foods также опустилась на две позиции в рейтинге, но ей удалось показать годовой прирост в евро. Члены кооперативов в Новой Зеландии и Европе сталкиваются с более серьезными экологическими проблемами, которые ограничивают рост. В результате эти компании, вероятно, сосредоточатся на стратегиях создания дополнительной стоимости и оптимизации производственных мощностей.

В этом году в двадцатку крупнейших производителей молока в мире вошла индийская компания Gujarat Co-operative с объемом продаж 5,5 млрд долларов США в 2019 году, что на 17% больше, чем в предыдущем году. Этот кооператив, известный своим молоком и молочными продуктами под торговой маркой #Amul, за последнее десятилетие продемонстрировал среднегодовые темпы роста 17% благодаря увеличению объёмов сбора молока, расширению производственных мощностей, выходу на новые рынки и запуску новых товаров.

 

*Данные о финансовых оборотах содержат только продажи молочной продукции и основаны на финансовых результатах за 2019 год и сделках по слиянию и поглощению, завершенных с 1 января по 30 июня 2020. Незавершенные сделки по слиянию/ поглощению включают приобретение компанией FrieslandCampina Nutricima и продажу Unilever своего подразделения по производству мороженого в Чили.

По материалам Rabobank

Последние новости: