Как мировая молочная промышленность решает проблему устойчивого развития

Кристоф Лафужер, управляющий директор аналитической компании GIRA, на страницах журнала International Dairy Magazine поделился своими размышлениями о будущем молочной отрасли.

Производство и потребление пищевых продуктов даёт 20% мировых выбросов парниковых газов и составляет более 90% мирового потребления пресной воды.  Вероятный рост мирового населения почти до 10 миллиардов до 2050 года может увеличить выбросы, связанные с продуктами питания, на 46%, а с землепользованием – на 49%.  Для достижения целей в области изменения климата нам просто нужно изменить свой образ жизни, еду и питье.

На продовольственных рынках существует множество различных тенденций, таких как безопасность пищевых продуктов, удобство или удовольствие.  Но устойчивость превратилась в мега-тенденцию, которая, похоже, стала одним из наиболее важных шагов как для промышленности, так и для потребителей.  В недавнем опросе 55% из 30 000 опрошенных потребителей в 60 странах заявили, что они готовы платить больше за продукты и услуги из экологически чистых продуктов.  Компании собираются воспользоваться этим и разработали средства, чтобы убедить потребителей в том, что они поставляют именно такие продукты, путем разработки таких этикеток, как Eco-Score.

В центре внимания – органические продукты

Производство органических продуктов питания занимает центральное место в движении за устойчивое развитие.  Органика долгое время считалась наиболее устойчивым способом производства продуктов питания.  Рынок рос и с годами стал массовым после того, как дисконтные сети добавили органические продукты в свои портфели, что в целом сделало органические продукты дешевле.  Но, естественно, потолок в этом сегменте есть.  Цифры из Франции показывают, что розничные продажи органических продуктов питания, возможно, уже достигли пика.  Посмотрим, останутся ли продажи на этом уровне или снова упадут.

Европейская «Зеленая сделка» провозгласила цель увеличить продажи органических продуктов питания до 2,5% от общего объема продаж продуктов питания к 2030 году. Если это станет реальностью, нам понадобится больше производителей органических продуктов.  Можно ожидать, что около 65 000 традиционных молочных ферм в Европе могут перейти на органическое производство.  Это означает, что традиционных ферм у нас станет на 65 000 хозяйств меньше.  Но более важно то, что органическое молоко может превратиться в массовый продукт, так же, как это было с молоком без ГМО, которое является новым «нормальным».  Если органическое производство само станет «нормальным», рентабельность снизится, а потребность в государственном вмешательстве / субсидиях возрастет.  Премиум в этом сегменте может быть утерян.

«Зеленая сделка» также предусматривает сокращение использования удобрений и пестицидов.  Это может снизить урожайность в растениеводстве, что приведет к уменьшению количества доступных кормов.  Производство молока в ЕС больше не будет расти привычными темпами (1,7% CAGR за последнее десятилетие).  В лучшем случае в ближайшие 5 лет возможен рост на 0,9%.  В то же время производственные затраты будут расти, что приведет к снижению рентабельности производителей и снижению конкурентоспособности молочного сектора ЕС.

Наконец, потребительские цены в ЕС могут соответственно вырасти.  В целом, производство молока в ЕС может сократиться на 8% в результате «зеленого курса».  Если валовая прибыль останется неизменной, потребуется повышение цен на 10,3% (см. Исследование «Зеленая сделка и  CAP ( общая сельскохозяйственная политика): политические последствия для адаптации методов ведения сельского хозяйства и сохранения природных ресурсов ЕС», проведенное по поручению Еврокомиссии и вышедшее в ноябре 2020 года и ставшее доступным только в июне 2021 года: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document.html?reference=IPOL_STU(2020)629214

Растительные и клеточные альтернативы

Растительные альтернативы молочным продуктам также следует рассматривать в контексте устойчивости и экологической политики.  Говорят, что веганский стиль питания производит на 88% меньше выбросов CO2, чем стиль питания на основе мяса и молока.  Здоровье и благополучие, а также благополучие животных и устойчивость являются движущими силами продаж альтернативных продуктов.

Однако «молоко» на растительной основе вряд ли вытеснит с рынка настоящее  молоко, поскольку качество растительных продуктов никогда не достигнет уровня оригинальных молочных продуктов.  Две трети потребителей всеядны и могут пока оставаться всеядными.

Реальная опасность для исходных компонентов молока – это производство на основе клеток и прецизионного брожения идентичных натуральным молочных белков.  Сообщество флекситаристов, веганов и вегетарианцев только в ЕС насчитывает более 140 миллионов потребителей.  Они станут адресной целевой группой для идентичного натуральному молочного белка. Но прежде, чем этот вид продуктов вызовет хаос на рынке молока, необходимо решить ряд проблем.  Такими проблемами являются производственная мощность, доступность для массового рынка и доступность ингредиентов, учитывая тот факт, что производители клеточных и ферментированных молочных белков только начинающие компании.  Решающее значение для любого успеха будут иметь законодательство и будущее определение «натуральных» продуктов.  И вполне может быть, что реальная устойчивость производства альтернативных белковых растворов не так хороша, как нас заставляют думать.

Кристоф Лафужер, управляющий директор аналитической компании GIRA  (опубликовано в журнале IDM, July-August 2021)

Последние новости: