ИОН МОРАРУ, соучредитель и руководитель проектов American Dairy Technology: Основной сдерживающий фактор в развитии молочного скотоводства Украины – отсутствие настоящего справедливого рынка земли

В Украине пока одна из самых высоких цен в Европе на молочные продукты. Это связано с тем, что переработчики в погоне за молоком-сырьем поднимают на него цену, а это в свою очередь «расслабляет» производителей молока, которые не хотят работать над уменьшением себестоимости, потому что знают что цена на молоко только растет, а конкурентов на украинском рынке молока-сырья еще нет.

Об этом и многом другом рассказал специально для AgroTrend лектор по молочному скотоводству в университетах нескольких стран мира, соучредитель и руководитель проектов American Dairy Technology Ион Морару.

Проводя высокопрофессиональные тренинги в доильных залах украинских молочных ферм, Ион Морару сделал вывод, что многие доильные залы – это неудачные копии фермерских проектов.

“В Украине в этой сфере очень много работы. Достаточно большой процент доильных залов в стране запроектированы и построены с ошибками, поэтому они в своем большинстве не могут правильно работать по современным требованиям, некоторые даже не могут приблизиться к этим требованиям. Более того, особенно это касается доильных залов, которые за последнее время сдают в эксплуатацию и которые якобы считаются «современными». Они также попадают в вышеуказанные проценты. Но самая большая проблема связана с доильными залами, это абсолютно полное непонимание многих сервисных фирм, каким должен быть сервис доильного зала! ” – говорит господин Морару.

Основной сдерживающий фактор в развитии молочного скотоводства Украины – отсутствие рынка земли

Одной из основных проблем торможения развития молочного скотоводства в Украине является отсутствие настоящего справедливого рынка земли, то есть отсутствие хозяина на земле. Каждой ферме необходима земля для выращивания кормовых культур – основных компонентов рациона, которая должна располагаться непосредственно у производства.

Аренда – не совсем полное решение этого вопроса. Во-первых, арендатор в том виде, в котором он сейчас есть в Украине, не очень заинтересован в инвестициях в длительный бизнес по производству молока. Во-вторых, арендаторы, понимая свое положение, имеют и соответствующее отношение к земле как к арендуемому имуществу и понимают, что являются лишь временными пользователями участка и продолжают сеять подсолнечник.

“У земли должен быть хозяин, который будет заботиться о ее плодородии и состоянии почвы. Только настоящий владелец земли будет ее восстанавливать и развивать “, – уверен Ион Морару.

Негативное влияние на отрасль производства молока имеют коммерческие фирмы

Еще одним фактором специалист считает чрезмерную коммерциализацию отрасли. Начиная от проектирования молочных ферм, которым занимаются преимущественно фирмы, продающие оборудование и нацеленные не на технологии и персонал, а на получение максимальных продаж именно своей продукции.

Но самое  «коммерческое» давление на фермы происходит при дальнейших инвестициях в ненужные, а зачастую и вредные продукты, добавки, оборудование, ветеринарные препараты и тому подобное.

“О конкретном «коммерческий хламе» не очень хочется говорить, потому что эта информация все-таки более интересна именно владельцам бизнеса. Могу немножко только перечислить, что здесь есть и работы, и станции (автоматы) выпойки телят, и некоторые компьютерные программы, некоторые решения по вентиляции коровников, большинство кормовых добавок и ветеринарных медикаментов … Все это только негативно влияет на развитие и рентабельность молочных ферм , потому что без всего перечисленного можно работать», – отмечает господин Морару.

Путь, которым должна идти Украина

В мире постоянно растет население, которое необходимо накормить. Поэтому, по мнению эксперта, страны с большим аграрным потенциалом, такие как Украина, должны развивать мега производство, заниматься высокотехнологичным сельским хозяйством и крупным животноводством, а не мелким. При этом производство должно эволюционировать вместе с обществом, увеличивая объемы производимой продукции и уменьшая расходы одновременно.

“Одно дело, когда человек доит 10 коров, и зарплата этого человека ложится на себестоимость производимого молока от 10 коров. И другое – когда за одним работником закреплено 1500 голов, что существенно уменьшает себестоимость. К слову, на американской ферме нагрузка на одного дояра – 1400-1800 животных “, – объясняет Морару.

“Украине необходимо идти американским путем – путем крупнотоварнго масштабного производства”, – считает Ион Морару.

В Америке каждый год закрывается большое количество ферм, но поголовье в стране не уменьшается, иногда даже растет. Это значит, что растут большие мега-фермы. Они развиваются в жестком, но справедливом рынке: или фермер оптимизирует процессы, уменьшает себестоимость, повышает рентабельность, или не может конкурировать и уходит с этого рынка. Именно в таких условиях рождаются сильные, перспективные и современные производства.

Оптимизация процессов заключается в том, чтобы минимизировать использование ветеринарных препаратов и добавок; исключить посредников из цепи “владелец фермы – производственные показатели”; оптимизировать численность персонала, это не только уменьшит расходы, а и сохранит здоровье животных; необходимо сделать микроклимат в помещениях, где содержат скот, правильным, максимально комфортным для скота.

Коммерческий продукт не может решить проблему, он только «закрывает глаза» владельца (директора) на определенный период, на определенный процесс. Например, при метаболических расстройствах у животных (кстати, которых не должно быть на ферме, а они присутствуют) не покупать гепатопротектор и скармливать его скоту, а обратить внимание на управление, кормление, воспроизведение, проанализировать и оптимизировать эти процессы. Есть проблема – должно быть управленческое решение.

“Если ты не умеешь работать с себестоимостью, не можешь сделать свой бизнес рентабельным, оставь этот бизнес и займись чем-то другим. Государство тебе не должно помогать. Это рыночная экономика “, – высказывает свое мнение Ион Морару.

Бизнес должен быть честным и справедливым. Любая поддержка от государства, это обычно более «негативный» элемент в развитии отрасли, в которую вливают эту поддержку, чем «позитивный». Если говорить о молочном скотоводстве, то для развития отрасли в правильном рынка необходимо эволюционировать: оптимизировать рабочую силу, выращивать правильно ремонтный молодняк, улучшать кормление, правильно проектировать коровники, доильные залы по современным требованиям в единой замкнутой системе вместе с технологией и дальше постоянно работать над своей фермой.

Господдержка необходима, если фермер занимается, например, разведением и выращиванием уникальных аутентичных пород коров, производством традиционных и характерных исключительно для Украины продуктов. Но это мелкое фермерство, оно не сможет поднять молочное хозяйство нашей страны на высокий уровень. Ниша таких мелких, средних фермеров однозначно останется и она нужна. И этим фермерам как раз и не помешает государственная поддержка. Но они будут работать исключительно на локального переработчика, производить традиционный продукт, например, ряженку или творог.

Почему иностранцы мало инвестируют в украинскую молочную отрасль?

“Ответ достаточно прост: во-первых, это отсутствие справедливого рынка земли, без хозяина на земле развитии не будет; а во-вторых, это дефицит современных, грамотных специалистов, которые готовы на местах реализовывать проекты с привлечением иностранного капитала “, – резюмирует соучредитель American Dairy Technology.

agrotrend.com.ua

Последние новости: