Французская молочная промышленность первая в мире, но фермеры выгоды не получают

Концентрация французской молочной промышленностив руках трех основных производителей является одной из причин обнищания производителей молока, и, как это ни парадоксально, ставит сектор выше его мировых конкурентов.

Таково мнение исследователей консалтинговой фирмы France Agrimer.

Согласно новому исследованию, проведенному консалтинговой фирмой Agrex для France Agrimer, молочная промышленность Франции, по-видимому, имеет наибольшие конкурентные преимущества по сравнению с другими странами-производителями молока.

Такое заявление может быть неожиданным для многих французских производителей молока, учитывая, что отпускные цены на большинство молочных продуктов не позволяют многим фермерам окупить свои расходы. Их бедствия таковы, что количество самоубийств молочных фермеров в общем числе самоубийств чрезмерно, как это показало исследование Mutualité Sociale Agricole (MSA), опубликованное в сентябре 2019 года.

Восемь лидеров сельскохозяйственного сектора объявили о глобальном движении «Сельское хозяйство для поколений», чтобы оказывать поддержку молочным фермерам в применении восстановительных методов ведения сельского хозяйства, сохраняющим и обновляющим ресурсы нашей планеты, а также обеспечивающими долгосрочную экономическую жизнеспособность ферм для следующего поколения.

Согласно исследованию, поставки молока во Франции находятся в руках трех производителей: Lactalis, Sodiaal и Eurial. К 2018 году их совокупная доля на рынке составляла более 52%, что объясняет и постепенное обнищание производителей молока.

Исследование, проведенное Agrex, анализирует в общей сложности семь характеристик по 13 основным мировым странам-производителям, в которых Франция занимает пятое место после США, Индии, Бразилии и Германии.  Но молочная промышленность Франции формировалась в течение длительного времени, и это имеет прямые последствия для устойчивости сектора.

Французы являются ведущими мировыми потребителями молочных продуктов на душу населения. Исследования ведутся постоянно, контроль в области здравоохранения является строгим, способность открывать новые торговые точки также является постоянной проблемой для страны.  Три крупных дистрибьютора имеют дюжину объединенных компаний в развивающихся странах, что облегчает экспорт.

Среди других конкурентных факторов контроль над ростом цен на землю и относительно регулярными дождями также способствуют устойчивому состоянию отрасли во  Франции.  Но относительная сила евро по сравнению с другими мировыми валютами срабатывает не в пользу Франции, так же, как и других европейских стран, таких как Германия, Ирландия, Нидерланды, Дания и Польша.

Тем не менее, исследование ставит вопросы о структуре рынка, так как она не учитывает качество предложение на рынке. Половина молока, предлагаемого для потребления производителями молока во Франции, является обедненным: некоторые его компоненты удаляются (белки, жир и т. д.) для повышения прибыльности производителей за счет качества продукции.

Тем не менее, главная проблема, связанная с высокой конкурентоспособностью французского молока, заключается в том, структура отрасли способствует искажению рынка. Рентабельность сектора основана, в частности, на низких ценах, уплачиваемых фермерам тремя крупнейшими игроками, что серьезно ставит под вопрос устойчивость модели.  Это также поднимает вопрос о цели сельского хозяйства, в более общем плане.

Должен ли сельскохозяйственный сектор стремиться зарабатывать деньги и организовывать конкурентоспособные отрасли, или же он должен кормить европейцев и развивать территории?  Плхоже, эти цели борются за сосуществование.

 ИНФАГРО по материалам euractiv.com

Последние новости: