Беларусь резко нарастила экспорт сыров в Россию

Беларусь резко нарастила экспорт сыров в Россию. По итогам первого полугодия 2021 года, республика превысила плановые поставки почти в полтора раза (плюс 46,1%), рассказали “РГ” в Союзмолоке.

Во-первых, сырое молоко для производства белорусского сыра стоит примерно на 20% дешевле, чем в России. Связано это с иными механизмами формирования цены на сырое молоко в республике, говорит генеральный директор Союзмолока Артем Белов. Соответственно, отпускные цены на белорусские сыры составляют чуть больше 300 рублей, а в России приближаются к 400 рублей за кг.

Во-вторых, Россия хоть и является основным каналом сбыта белорусской молочной продукции, но республика всегда хотела диверсифицировать продажи, и в последние годы активно наращивает экспорт в Китай молочной сыворотки, объясняет Белов. Именно молочная сыворотка в последние годы из отхода стала ценным сырьем для производства кондитерской продукции, используется в пищевой промышленности, в кормовых целях. Увеличив поставки сыворотки в Китай, республика нарастила поставки более дешевых сыров в Россию: сыворотка – не просто побочный продукт при производстве сыра, она позволяет сделать производство “сыр плюс сыворотка” более доходным, а значит, и делает систему ценообразования по сырам более гибкой.

“Такой рост поставок белорусских сыров вызывает опасения, поскольку в России планируется к реализации большое количество крупных инвестиционных проектов. Общий объем прироста может достичь 200-250 тыс. тонн. Это примерно треть от тех объемов, которые производятся сейчас”, – говорит Артем Белов.

По его словам, российские производители сыров уже сейчас нарастили складские запасы (сейчас они выше на 15-18%, чем в тот же период прошлого года), несмотря на рост экспорта продукции и внутреннего потребления сыра. По итогам прошлого года Россия увеличила поставки молочной продукции за рубеж более чем на 20%. В этом ожидаются примерно такие же результаты, а сыр является одной из ключевых позиций в экспорте.

Сейчас торговые балансы, которые ежегодно согласовываются между российским и белорусским минсельхозом, носят рекомендательный характер. Эксперт считает необходимым сделать их обязательными к исполнению. “Чтобы они обеспечивали доходность и в производстве, и в переработке молока и в России, и в Беларуси”, – поясняет Артем Белов. Вместе с тем, эксперт признает, что увеличение поставок белорусских сыров не сказывается на сегменте фермерских, ремесленных сыров, так это более дорогой сегмент деликатесных сыров, которые занимают другую нишу на рынке.

Белорусская продукция конкурирует с российскими сырами промышленного производства. А фермерские сыры выше по качеству – они на складах не залеживаются, и спрос растет, поясняет председатель Союза сыроваров России Олег Сирота.

Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев считает, что российский потребитель ничего не потеряет от того, что белорусских сыров станет больше на прилавках магазинов. Белорусские и российские предприятия работают по единым техническим регламентам. Россельхознадзор регулярно проверяет белорусских производителей и останавливает поставки тех, кто не выполняет обязательные требования.

Потребитель будет, скорее, в выигрыше, поскольку получит более дешевый сыр стабильного качества известных и полюбившихся видов, считает заместитель председателя комитета Московской ТПП по развитию предпринимательства в АПК, генеральный директор “Petrova 5 Consulting” Марина Петрова.

По данным Белстата, с момента введения Россией продуктового эмбарго в 2014 году белорусские производители нарастили объемы поставок сыров с 98 тыс. тонн в 2013 году до 216 тыс. тонн в 2020 году. Таким образом, поставки сыров выросли более, чем в два раза, и рост продолжается.

По мнению Петровой, это можно объяснить тем, что белорусские сыры обладают оптимальным соотношением “цена-качество”, а также имеют более стабильное качество по сравнению с российскими. Кроме того, российские потребители покупают их охотно, потому что не воспринимают их как импортные, скорее, как “родные” сыры постсоветского пространства.

“Между тем, в России повышается ключевая ставка ЦБ, вводится цифровая маркировка, и цены на сырое молоко остаются на высоком уровне. На этом фоне российские производители не могут предложить отечественным потребителям более низкую цену, и это работает против них. Также российским сырам не хватает качественного брендинга и продвижения, что на фоне не всегда стабильного качества приводит к потере позиций на рынке”, – считает эксперт.

rg.ru

Последние новости: