ЮККА ЛИКИТАЛО, Генеральный секретарь Eucolait: о некоторых новых тенденциях в мировой торговле молочными продуктами

В своей презентации на конференции МОЛОЧНЫЙ БИЗНЕС-2018 в Киеве 15 ноября Юкка Ликитало представил широкую картину мировой торговли молочными продуктами и общие тенденции рынка. Ниже – некоторые данные из его презентации.

Я хотел бы обратить ваше внимание на сухое молоко с растительным жиром. Это сейчас быстрорастущий сегмент рынка. Консалтинговое агентство GIRA оценивает общий размер рынка этого продукта примерно в 600 тыс. тонн.

Основной рынок для сухого молока с растительным жиром – Западная Африка. Одной из причин того, почему молочный порошок с растительным жиром настолько успешен, является его длительный срок хранения. Такой порошок можно хранить  дольше даже если нет возможности строгого контроля температуры. Его срок годности больше, чем срок годности цельного сухого молока. Он дешевле, чем СЦМ и идеально подходит для стран с жарким климатом и ограниченной инфраструктурой холодильной цепи. Внутреннее производство в этих странах, например в Сенегале, растет, но оно не может удовлетворить  спрос. Кроме того, в таких странах как Сенегал перерабатывается лишь небольшая доля молока, около 10%, а сырое молоко нельзя перевозить на большие расстояния.

Другим фактором, который способствует торговле сухим порошком с растительными жирами, являются низкие ввозные пошлины. В большинстве случаев они составляют около 5-10% в этом регионе. Все эти факторы способствуют росту этого сегмента рынка.

Еще одна тенденция, которая, как я полагаю, в основном является проблемой для Западной Европы и Северной Америки: довольно сильное увеличение продаж альтернативных молочных продуктов, главным образом, напитков из растительного сырья. Рост этого сегмента значителен, но объемы остаются небольшими. Стоит учесть эту тенденцию. В ЕС около 3% рынка свежего молока и в США, возможно, больше, 6%, занято альтернативными продуктами на растительном сырье. В Европе мы наблюдаем снижение потребления питьевого молока, которое происходит не только из-за растущего рынка альтернативных молочных продуктов, но и потому, что люди просто пьют меньше молока и в то же время потребляют больше других молочных продуктов.

Почему кто-то выбирает диету без молочных продуктов? Некоторые люди считают, что альтернативные молочные продукты просто лучше – это считается более здоровым. Все больше и больше людей становятся веганами. В США их  число оценивается в сейчас как 1% населения, вероятно, их доля в ЕС аналогична. Так что растет число людей, которые не едят никаких продуктов животного происхождения. Но я думаю, что на рынке молочных альтернатив также есть проблемы, потому что в их производстве нужно добиваться  вкуса молока, они менее питательны. Это продукты с высокой степенью переработки и их производство требует большого количества добавок. Они стоят дороже, чем обычные молочные продукты и испытывают сильную конкуренцию со стороны определенных категорий молочных продуктов, которые хорошо воспринимаются потребителем, таких как органические или молочные продукты без ГМО.

В ЕС люди также высказывают множество опасений по поводу благополучия животных и того, как производятся пищевые ингредиенты. Сильны требования к отсутствию ГМО в продуктах, предпочтение отдается пастбищному молоку. Рынок органических молочных продуктов также быстро растет в некоторых странах ЕС, как и спрос на «местные» продукты.

Последние новости: