ВАДИМ ЧАГАРОВСКИЙ, председатель Совета директоров Союза молочных предприятий Украины: идеи, люди и деньги в молочной отрасли

Начать хотелось бы с нескольких цифр, которые красноречиво свидетельствуют о том пути, который прошла украинская переработка молока с 1990 года.

Если в 1990 году было произведено 24 млн т молока, из которого 18,5 млн т было направлено в переработку, то в 2017 году общее производство молока в Украине составило 10,3 млн т. Переработано заводами всего 4 млн т, из которых 2,7 млн было получено от сельхозпредприятий и 1,3 млн от хозяйств населения.

Производство основных молочных продуктов выглядит так:

Масло: 1990 – 440 тыс.т, 2017 – около 100 тыс.

Цельномолочная продукция: 1990 – 6 млн т, 2017 – 1 млн т

Рост производства произошел только в категории сыров. В 1990 было произведено 120 тыс тонн сыра, а в 2017 году эта цифра составила 160 тыс. т. Но, по моим оценкам, лишь 60 тыс. т – это действительно сыр, а 100 тыс. т – сырный продукт.

Количество молокоперерабатывающих заводов сократилось с 447 в 1990 году до чуть более 200 в 2017.

Отдельно отмечу позитив, пожалуй, единственный за эти годы, который дал предприятиям толчок к развитию – это появление в Украине крупных иностранных компаний которые принесли на рынок конкуренцию. Своим подходом к ведению бизнеса они подняли планку и вынудили остальные заводы стремиться к соответствовию стандартам, которые демонстрировали пришедшие на украинский рынок гиганты мирового молочного бизнеса: Danone, Lactalis, Savencia и другие. Хотя и до них в Украине были предприятия, которые старались поддерживать высокий уровень производства, но именно c приходом международных компаний пришло понимание того, что необходимо предлагать рынку новые продукты. А это означало инновации – технологические и маркетинговые, а также необходимость отслеживания рыночных тенденций и действий конкурентов.

В начале 2000-х мне казалось, что ситуация в отрасли меняется, заводы технически перевооружаются и отрасль начинает развиваться. Но, к сожалению, этого не произошло. Не все украинские предприятия справились с новыми задачами, некоторые просто не осознали, что обстановка изменилась. Перерабатывающих предприятий становилось все меньше и меньше. В 2017 году отчитались о хозяйственной деятельности чуть более 200 предприятий. Но теперь среди лидеров, кроме международных, есть и украинские компании с высоким уровнем производства и качественной продукцией, заботящихся о технической модернизации, технологических инновациях и современном маркетинге.

Важно также помнить о том, что на волне приватизации 90-х перерабатывающие предприятия перешли в частные руки и дальше судьба каждого из них, и, соответственно, отрасли в целом, стала зависеть от того – какие цели преследуют  собственники и как они их добиваются.

Вместе с рынком в отрасль пришли и «грязные» технологии, например, фальсификация продукции, когда маркировка не соответствует реальному составу продукта и происходит замена составляющих на другие, более дешевые немолочные и т.п. Это происходит потому, что в представлении некоторых владельцев успешное ведение бизнеса это не инновации и не маркетинг, а махинации. И «развитие» идет именно в этом направлении. Если раньше основным способом фальсификации была замена молочного жира на немолочный, то теперь появились и другие. Например, замена молочного белка. Появились наши отечественные «кулибины», которые умудряются производить тонну творога из 3 тонн молока. Это делается с использованием российских технологий, в которых применяются специальные пищевые волокна. И пришли эти технологии сначала именно в приграничные области – в первую очередь в Харьковскую. Такие технологии используют, например, Богодуховский и Змиевский заводы.

Имеют ли право на существование такие продукты? Имеют. Но им нужно давать другие названия, такие, которые не будут вводить в заблуждение покупателя. Если покупатель будет видеть названия «Имитационный продукт» и «Натуральный продукт», он сам решит, что его больше устроит. Ведь известно, что в Украине сейчас самые низкие зарплаты в Европе и часть покупателей, к сожалению, вынуждена покупать имитационные продукты. Кроме того, выбор покупателя обусловлен также его осведомленностью о различиях таких продуктов. С ростом осведомленности, меняется и потребительское поведение. Например спреды. Сейчас спрос на спреды резко упал и покупатель предпочитает покупать натуральное масло, несмотря на его высокую цену. Спреды сейчас можно продавать, в основном, в таких местах, где люди не очень понимают разницу между спредом и маслом. Думаю, придет время, когда изменится отношение и к другим категориям продуктов. Это произойдет, когда вырастет покупательная способность наших людей.

Я по натуре оптимист, но все равно должен сказать, что картина с фальсификациями печальная. Собственники  молочных предприятий за эти годы ничего не сделали для того, чтобы молочная отрасль могла работать в нормальном правовом поле. Да и собственники относятся друг другу с недоверием, не понимая, что кроме вопросов конкуренции, есть и общие отраслевые интересы, которые нужно отстаивать сообща. Чтобы рынок был цивилизованным, нужны общие, признаваемые всеми правила игры. И над этим нужно работать только вместе. Разобщенность и отсутствие доверия друг к другу не позволяет отрасли продвинуться в направлении создания создания цивилизованного рынка и ликвидации теневого рынка молочных продуктов.

Можно сказать, что молочная промышленность продолжает работать в сложных условиях. Не считая общих для всей страны экономических трудностей, в отрасли остается острым вопрос дефицита сырья, особенно качественного. Мощности многих существующих заводов не способны перерабатывать молочное сырье и производить конкурентную высококачественную продукцию, потому что они не изменились и по прежнему остались «совковыми».

Что мешает?

Перейдем к вопросу о том, что мешает отрасли развиваться активно и сокращать разрыв в уровне оснащенности, скажем, с Польшей, которая, на мой взгляд, самый лучший для нас пример.

Молочная промышленность Польши  полностью модернизирована. Безусловно, влияние оказало вхождение Польши в ЕС, что дало возможность польским молокозаводам 50% средств для переоснащения получить от Евросоюза.

Но есть и другие примеры. Болгария тоже член ЕС, и тоже имела возможность получения европейских средств, но ее даже сравнивать нельзя с Польшей по уровню развития молочной отрасли. В Болгарии до сих пор нет крупных молокозаводов, нет больших молочных кооперативов. Почему же в Польше отрасль двинулась вперед, а в Болгарии нет? Потому что полякам не приходилось думать о сырье. Перерабатывающие заводы вместе со своими поставщиками создали кооперативы, и проблема качества сырья стала проблемой тех, кто занимается сырьем, а не молочных предприятий. И это принесло хорошие результаты. В Польше 90% предприятий входят в молочные кооперативы.

В Украине нет ни одного молочного кооператива. И у переработчиков основная проблема – сырье,  причем как количество его, так и качество. Почему? Кто может изменить ситуацию?

По моему мнению, в создании кооператива должно быть заинтересовано, в первую очередь, перерабатывающее предприятие. Но ментальность большинства собственников наших предприятий такова, что они не готовы делиться собственностью, даже если это дает дополнительный стимул к развитию. Собственники хотят быть сами себе хозяевами. Поэтому идея кооперативов у нас должного развития не получила.

О главном препятствии развитию отрасли

Я уверен, что одним из определяющих фактор развития отрасли – являются моральные качества собственников предприятий. Именно они определяют вектор развития предприятия.

Сейчас прошло уже достаточно много времени с момента приватизации молокозаводов, чтобы наглядно видеть, как сильно зависит судьба компании от того, чем в первую очередь занимается ее собственник, интересует ли его перспектива развития бизнеса, есть ли у него понимание того, как должно развиваться предприятие и насколько важны люди, которые там работают. Ошибки собственников, их поверхностный взгляд на управление сложным молочным производством, привели к кризису уже не одну украинскую компанию. Всем известны примеры крупных сырных украинских компаний.

В то же время, есть компании, которые в сложных украинских условиях развиваются, интересуются новыми технологиями, находят возможности для модернизации и следуют рыночным запросам и правильной стратегии  – Люстдорф, КОМО, Молокия и другие. Их успех только подтверждает мое мнение о влиянии позиции собственника и его отношения к перспективе развития компании.

Успешный бизнес может быть построен только там, где есть моральные принципы. Какое-то время любая компания может развиваться за счет каких-то других факторов, но в конечном итоге такой бизнес никогда не станет успешным.  И направление развития, корпоративную культуру компании всегда задает собственник. В этом отношении мне было легко на ОАО «Галактон», где были продвинутые собственники, которые ставили ясные задачи. Они не скрывали, что купили бизнес, чтобы поднять его и затем продать. А для того, чтобы успешно продать, нужно построить бизнес правильно и прозрачно.

Говоря о том, что мешает развитию отрасли, попутно упомяну и недавнюю инициативу государства, которая почему-то преподносится как стимул для развития отрасли. Имею в виду инициативу по отсрочке уплаты НДС на импортное оборудование на 1 год. Сразу скажу, что такой подход вызывает только недоумение. Этот “подаренный”, ничем не обоснованный год ничего не решает, поскольку ни одна модернизация, которая стоит несколько миллионов долларов, не может окупиться за такое короткое время. Поэтому я думаю, что желающих модернизироваться на таких условиях не найдется.

К этой же теме, например, относится готовящееся сейчас решение о наличии на каждом предприятии локальных очистных сооружений на каждом предприятии (в марте этого года должен выйти приказ Минрегионстроя). Обычные локальные очистные сооружения стоят более 1 миллиона долларов, иногда и несколько миллионов. И предприятия обязаны будут построить эти сооружения несмотря на кризис и отсутствие денег. Финансирования отрасли в условиях кризиса – нет, поэтому предприятия вынуждены будут изъять денежные средства из оборота. И это не выход, поскольку дефицит оборотных средств может привести к тому, что предприятие просто исчезнет с рынка.

Я в свое время давал предложения по НДС на импортное оборудование. А именно – НДС надо либо вообще отменять, либо он должен быть отсрочен не на год, а на период амортизации. Если срок амортизации 10 лет, предприятие  сможет выплачивать сумму НДС  в течение этого времени.

В чьих руках инициатива

 Что происходит сейчас? В очередной раз возобновились разговоры о необходимости создания в Украине кооперативов – настоящих молочных кооперативов, в которых акционерами должны стать производители молока и перерабатывающие предприятия.

Из того, что я могу наблюдать, вижу, что инициатива по созданию таких кооперативов сейчас исходит от производителей молока. Наращивая производство качественного сырья, крупные современные хозяйства с высокорентабельным производством хотят гарантированного и стабильного сбыта по рыночной цене и участия в прибыли от переработки молока.

Переработчики, конечно, тоже заинтересованы в том, чтобы загрузить свои мощности качественным  молочным сырьем. Но не каждый готов изменить привычную схему работы, да и собственники не готовы делиться собственностью и прибылью. Кроме того, создание кооператива с участием перерабатывающего завода и хозяйств – производителей молока требует немалых усилий для преодоления законодательных препятствий. Их немало. Одно из них – несовершенство законодательства, касающегося кооперативов. Не все готовы к настойчивому поиску путей решения проблем.

 Идея, люди, деньги

 Я не раз говорил, что для того, чтобы осуществить какой-либо проект, нужны три вещи: идея, люди и деньги. Идея создания в Украине настоящих молочных кооперативов возникла не вчера, она обсуждается уже давно. Если раньше большую заинтересованность проявляли переработчики, обеспокоенные низким качеством и недостаточным количеством сырья, то сейчас, с ростом числа современных ферм, наращивающих производство качественного молока, именно производители молока проявляют активность в создании кооператива со «своим» переработчиком.

Для успеха любого проекта считаю очень важным готовность профессиональных людей участвовать в проекте. Как определить кто хороший технолог? Критерием оценки специалиста является стабильность качества продукции завода, где он работает. В последнее время для меня это КОМО и Звенигородский сырзавод (Savencia). А в категории кисломолочной продукции это мультинациональные компании и украинская компания Люстдорф.

Наверное, стоит сделать небольшое отступление и в который уже раз упомянуть о бедственной ситуации в подготовке специалистов молочной отрасли. Университеты долгие годы не имели возможности знакомить студентов с передовыми технологиями и обеспечивать им прослушивание современных курсов в университетах Европы, которые ушли в этом вопросе далеко вперед. Преподаватели и сами не имеют возможности бывать на современных заводах, постоянно быть в курсе инноваций и давать студентам те знания и навыки, которые им действительно нужны будут на производстве.

Ситуация несоответствия подготовки будущих специалистов требованиям отрасли длится уже очень долго. Последние 20 лет университеты не провели обновления материально-технической базы. Кроме того, преподают сейчас студентам те же технологии, что преподавали и мне в свое время. Но молочная наука и производство ушли далеко вперед! Поэтому сейчас, когда я думаю о том, сколько же у нас высококлассных молочных технологов, я могу назвать максимум 5 специалистов. Кроме того, очень важна квалификация так называемого среднего производственного звена – начальника цеха, технологов, мастеров, которые обеспечивает стабильность и надежность производства. Высокая квалификация этих людей облегчает работу и топ-менеджерам компаний. Но тем не менее, говоря об отрасли вообще, я считаю, что проблема квалификации – решаема.

Что касается третьей составляющей для осуществления проектов – денег. У меня не вызывает сомнения вопрос возможности финансирования новых проектов в молочной отрасли, особенно кооперативов. Это перспективная тема, и я думаю, что для такого проекта не проблема найти финансирование.

Считаю, что ситуация, которую мы наблюдаем сейчас в отрасли, неизбежно приведет к вынужденным  изменениям. Любой кризис влечет за собой качественные изменения. Уйдет ущербная и аморальная корпоративная культура, которая уже привела многие компании к финансовым проблемам. Появятся новые игроки на рынке. Уже появились небольшие предприятия, которые производят неплохую продукцию. Как позитивный пример могу привести компанию «Гормолзавод №1» в Одессе. У собственников не было больших средств, поэтому это предприятие перерабатывает всего 25-30 т молока в сутки. Но это современный молочный завод, который успешно развивается.

Я думаю, что с одной стороны, будут появляться небольшие предприятия, с другой – будет происходить рост перерабатывающей мощности на существующих больших и средних заводах, которые сейчас недогружены.

И, конечно, в Украине обязательно появятся настоящие мощные молочные кооперативы, которые объединят как современные хозяйства по производству молока, так и современные перерабатывающие предприятия. Это будет тогда, когда свои усилия объединят люди, для которых слово «репутация» – не пустой звук.

Последние новости: