Молочный бизнес – 2018

                               

XI Всеукраинская конференция с международным участием

15 ноября 2018

Премьер Отель Русь, Киев, Украина

Организаторы: Инфагро, Союз молочных предприятий Украины

 

Докладчики конференции:

 

С 2008 года, за одиннадцать лет проведения конференции, в молочной отрасли Украины произошло немало изменений. Те, кто постоянно посещает это мероприятие профессионалов молочной переработки – а таких немало – имеют возможность сравнивать, обсуждать и делать выводы.

В этом году конференция традиционно началась с обзора состояния молочной отрасли Украины, который представил Вадим Чагаровский, председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины. По его мнению, кризис уже позади и текущий год является переломным для отрасли, которая имеет хорошие перспективы. Производство молочной продукции растет (кроме сырных продуктов, спредов и молочных консервов), увеличивается потребление молочных продуктов, украинский молочный экспорт выходит на новые рынки сбыта, растет доля молока экстра-класса. Что касается проблем, то для их решения нужно активно лоббировать решение законодательных вопросов, объединив для этого четыре молочных союза в один. Также важно для переработчиков вводить практику долгосрочных контрактов с производителями молока и установить 10-дневный срок расчета торговых сетей с перерабатывающими предприятиями. Нужно создать отраслевой исследовательский центр и строить новые заводы. Что касается государственной поддержки, то надо добиваться снижения ставки НДС для молочных продуктов, которая во многих странах составляет 5-8%, а в Украине 20%. Способствовали бы развитию переработки и отмена НДС на ввоз импортного оборудования, и решение вопроса земли для выполнения государственных требований по очистным сооружениям. Обращаясь к коллегам, Вадим Чагаровский призвал их обратить внимание на производство молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью: изолятов, белков, лактофилина и т.п.

Максим Фастеев, ведущий аналитик Инфагро, продолжил тему украинской молочной отрасли и подробно остановился на ценах на молоко. Он убедительно показал, что внутренняя цена на молоко в Украине зависит от конъюнктуры мирового молочного рынка и рассказал о возможности прогнозирования цены с помощью молочных индексов Инфагро.

Юкка Ликитало, генеральный секретарь Eucolait, международной организации молочной торговли, представил делегатам развернутую картину перспектив мировой торговли молочными продуктами и детальный анализ последствий крупных международных соглашений, некоторые из которых уже ратифицированы, а некоторые будут введены в действие в ближайшее время и существенно повлияют на схемы торговли молочными продуктами. Он отметил, что хорошие возможности для сбыта молочных продуктов имеют страны Азии и Африки, где растет средний класс и становятся более популярными вестернизированные образцы питания. Но есть и некоторые моменты неопределенности, которые экспортеры должны принимать во внимание при экспорте в эти страны. Юкка Ликитало также отметил перспективность торговли сыром и сухим молоком с растительным жиром.

С позитивного заявления о том, что Украина за 5-10 лет вдвое увеличит производство молока, начал свое выступление Пиотр Кандыба, член правления Молочной Палаты Польши. Он поделился опытом развития молочной отрасли своей страны и рассказал, что несмотря на то, что молочные продукты являются традиционными в его стране, их потребление все равно нужно продвигать. Нужно также проводить специальную работу по продвижению польского молочного экспорта, который сейчас охватывает 106 стран мира. Пиотр Кандыба также представил обзор молочного импорта в ЕС и отметил, что больше всего масла ЕС импортирует из Новой Зеландии и Украины.

Специальным вопросом, обсуждавшимся на конференции, было создание молочных кооперативов. Йелле Зелстра, экономист молочного производства Wageningen University & Research, рассказал, как появилась молочная кооперация в Голландии, как она развивалась и как сейчас работает. Обсуждение темы молочной кооперации было продолжено во время панельной дискуссии, которую модерировал Роман Коринец, советник Национальной ассоциации сельскохозяйственных консультационных служб Украины, и в которой участвовали Виталий Ковальчук, глава компании Молокия, Юрий Лупенко, директор НЦ Инстутут аграрной экономики и Михаил Соколов, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета. Высказывались различные мнения относительно перспектив кооперации личных крестьянских хозяйств и фермерских хозяйств или семейных ферм. В очередной раз поднимался вопрос – рассматривать кооперацию мелких производителей молока как бизнес или как социальный проект. Участники дискуссии отметили разнобой в определении понятия “фермер” и несовершенство законодательства, сдерживающее развитие кооперации. Йелле Зелстра высказал мнение, что поскольку в Украине есть очевидные различия между разными категориями производителей молока – личными крестьянскими хозяйствами, семейными фермами и крупнотоварным производителями, то и универсальной политики по молочной кооперации быть не может, для каждой из этих категорий имеет смысл разрабатывать отдельную политику.

О возможности инвестиций в развитие молочной переработки говорил Роман Черепаха, инвестиционный директор Horizon Capital. Он привел примеры успешных проектов и рассказал об общемировых тенденциях слияний и поглощений компаний. По его данным в молочной отрасли инвесторов интересует именно переработка молока, а больше всего слияний и поглощений происходит между молочными компаниями первой двадцатки. Он также обозначил требования к компаниям, претендующих на инвестиции.

Гармонизации украинского законодательства по молоку с требованиями ЕС, было посвящено выступление Николая Мороза, генерального директора Директората безопасности и качества пищевых продуктов Минагрополитики Украины. Состоялся обмен мнениями относительно терминологии, использованной в подготовленном законопроекте. Был также поднят вопрос неэффективной процедуры ветеринарного согласования при осуществлении экспорта.

Виталий Костюков, начальник отдела продаж Kieselmann Bel, одного из спонсоров конференции, представил возможности Ecoprot, установки мембранной фильтрации, которая позволяет перерабатывающему предприятию, даже небольшому, сделать производство практически безотходным и перерабатывать сыворотку в инновационные продукты, которые имеют сейчас высокий спрос и широко используются в различных областях. Интересно, что компания предоставляет оборудование в аренду для того, чтобы производитель мог поработать на нем и принять решение о покупке.

Интересным также было выступление Марины Костроминой, директора по работе с клиентами KANTAR TNS, которая рассказала об особенностях восприятия рекламы молочных продуктов потребителем, а также о тех возможностях, которые имеет компания для исследования влияния рекламных материалов и их корректировки для повышения эффективности и создания у потребителя мотивации для покупки.

Завершилась конференция обсуждением проблемы фальсификации молочных продуктов. В обсуждении приняли участие Владимир Лапа, руководитель Госпродпотребслужбы, Лидия Карпенко, президент Союза молочных предприятий, Александр Чагаровский, профессор ОНАПТ, Владимир Башинский, национальный эксперт FAO и Владислава Миронова, Общественный контроль. Участники конференции узнали о том, как происходит взаимодействие тех организаций, которые в пределах своих полномочий пытаются бороться с фальсификатом. Оказалось, что несмотря на возможности влияния, Госпродпотребслужба не может активно влиять на ситуацию в том числе и потому, что граждане не обращаются к ней официально с заявлениями о фактах фальсификации, а без этих заявлений невозможно принять никаких мер. Кроме того, поднимались вопросы наказания за фальсификацию продукции и защиты предприятиями своей репутации. Вспомнили только один случай, когда перерабатывающее предприятие отреагировало на обвинения в фальсификации, отстаивало репутацию в суде и выиграло дело. Участники призвали молокозаводы участвовать в борьбе с фальсификатом и активно реагировать на сообщения СМИ о фальсификации молочных продуктов, в которых упоминается их предприятие. Иначе у потребителей и коллег появляются основания считать, что предприятие выпускает фальсифицированную продукцию.

Обсуждение тем молочной кооперации и фальсификации молочной продукции показало, что они требуют особого внимания профессионального молочного сообщества и, возможно, стоит организовать специальные встречи заинтересованных организаций и компаний для более детального обсуждения и перехода к конкретным действиям.

Конференция еще раз продемонстрировала заинтересованность украинских переработчиков молока в развитии отрасли, желание находить возможности для модернизации производства и совершенствования технологий и управления бизнесом.

Искренняя благодарность участникам за их активное участие и особая благодарность спонсорам мероприятия, компаниям Elopak, КОМО, Люстдорф, PepsiCo, Молокия, Kieselmann Bel и Посольству Королевства Нидерландов за поддержку.

Ждем вас в ноябре следующего года на конференции МОЛОЧНЫЙ БИЗНЕС-2019!

 

« 1 из 2 »

 

 

 

Последние новости: