МАКСИМ ФАСТЕЕВ, ведущий аналитик Инфагро: Будут ли расти цены на молочку?

В последнее время появилось много публикаций с прогнозом неотвратимого подорожания цен на молочную продукцию в ближайшем будущем.

Хотел бы, чтобы журналисты учитывали также и мнение аналитиков именно молочного рынка. Мой прогноз основан на реальной нисходящей динамике закупочной цены сырого молока в первой половине 2018 и процессах ценообразования для разных типов молочных продуктов. Итак:

МАСЛО. Это самая горячая тема прошлого года. Все знают, что цены на полке заоблачные, но это не значит, что они и дальше будут расти. Напротив, биржевые котировки стоимости сливочного масла «остыли» в мире еще в конце прошлого года. Это означает, что украинским производителям, с учетом сегодняшней высокой себестоимостью производства, экспорт стал экономически неинтересным. Внутренняя оптовая цена товара уже уменьшилась, это значит, что скоро продавцы начнут активно бороться и за внутреннего покупателя, то есть нас с вами. Я еще не анализировал ситуацию с ценами на полке в январе, но тот высокий уровень цен, ктоорый есть сейчас, продержится максимум до конца зимы (Масленицы), после чего стоимость масла начнет снижаться.

СЫР. С сырами не так все однозначно. В 2016 году за счет низкой цены (но и небольшой маржи) сыроделы радовались значительным объемам продаж и отсутствия импортной конкуренции.

В прошлом году ситуация изменилась – вместе с ростом цены реализации возросла и маржа, но при этом упали объемы продаж и появилась реальная угроза конкуренции со стороны польских сыров. Посмотрим, что будет в 2018 году. Есть подозрение, что в первом полугодии цены останутся на сегодняшнем уровне ± 10%, но количество акций в ритейле возрастет. Так что покупатели должны обращать внимание на скидки, которые вовсе не означают, что товар просроченный. Это просто борьба за выбор покупателя.

ЦЕЛЬНОМОЛОЧКА – молоко, йогурты, сметана, кефир и т.п. Сначала заглянем в 2017 год. Цены на сырое молоко во второй половине 2017 года в среднем были на треть (!) выше, чем в 2016, тогда как цены на цельномолочку выросли на 20-25% только к концу года. Покупатель может сказать: “Ага, значит вот какой зазор между себестоимостью и ценой готовой продукции!” Вовсе нет, поднимать цену на продукцию из цельного молока параллельно с увеличением закупочной стоимости молока переработчики себе позволить не могут даже несмотря на свободное ценообразование, иначе они просто потеряют потребителя. Поэтому производители ЦМП давно перешли на схему “зимой – в минус, летом – в плюс”. И это для того, чтобы не травмировать потребителя скачками цен (привет лоббистам возвращения “минимальных цен”, бизнес справился и без вас!). Поэтому, в общем, цельномолочка не станет дешевле. Возможно даже некоторое подорожание по отдельным продуктам. Особого, традиционного снижения цены к лету также ожидать не стоит.

Ну и хотелось бы вспомнить заодно и о фальсификате. Нельзя забывать, что на рынке присутствуют и недобросовестные производители, которые не указывают реальный состав продукции. Поэтому не “ведитесь” на дешевую цену. О сыре и мышеловке – это вполне актуально, если речь не об акции. Если же видите скидки, то покупайте товар проверенного производителя.

Последние новости: