Молочный бизнес – 2015

                       

VIII Всеукраинская конференция с международным участием

26 ноября 2015 г.

Премьер Отель Русь, конференц-зал, ул. Госпитальная. 4. Киев, Украина

Организаторы: Инфагро, Союз молочных предприятий Украины

Докладчики конференции:

26 ноября в Киеве состоялась VIII Всеукраинская конференция МОЛОЧНЫЙ БИЗНЕС-2015. Насыщенная программа и состав выступающих позволили получить полное представление о состоянии молочной отрасли не только Украины, но и других стран – Республики Беларусь, РФ и Польши. Представлены были также тенденции мирового молочного рынка. В презентации Барбары Сивирской, аналитика IFCN, была наглядно показана зависимость цен на молоко в различных странах от мировой конъюнктуры и сделан прогноз развития ситуации на мировом рынке в 2016 году. Прогноз основан на данных, которые постоянно собирает и анализирует IFCN. Особенно интересны были выводы, касающиеся возможных перспектив Украины.

Вадим Чагаровский, председатель Совета директоров Союза молочных предприятий Украины, оценивая текущее состояние украинской молочной отрасли, напомнил о том, что в стране по-прежнему остается весомой доля молока, производимого в хозяйствах населения, велика и доля молокопродуктов собственного производства. Сейчас, в ситуации, когда идет стремительное уменьшение поголовья, население сократило поставки молока в переработку (населенческий сектор производит примерно 5 млн т молока). Товарность молока в Украине сейчас 40%. Как отметил Вадим Чагаровский, в стране опять наступает период дефицита сырого молока. В своем выступлении он подчеркнул важность использования достоверной информации при анализе ситуации в отрасли и составлении каких-либо планов и программ.

На позитиве было сосредоточено выступление Дмитрия Шульмейстера, директора Департамента продовольствия Минагрополитики Украины. Он отметил, что несмотря на трудности, положительные результаты все же есть: увеличивается продуктивность коров, растет объем производства качественного молока, диверсифицируются рынки экспорта.

Делегаты конференции с интересом слушали презентацию Михаила Мищенко, главного редактора TheDairyNews, показавшего взаимосвязь сокращения импорта и потребления с уровнем самообеспечения молокопродуктами в РФ. Проблемы с достоверностью показателей отрасли в РФ также имеются: при заявленных 32 млн т произведенного молока, по словам докладчика, реально есть 16. Экскурс в далекое прошлое, приведенный в его выступлении, показал, что сейчас Россия производит молока столько же, сколько в 1913 году. Но условия для развития отрасли созданы, крупные сельхозпредприятия, которые инвестировали в строительство больших ферм, получили возмещение части затрат от государства. В целом, потребление молокопродуктов в стране падает из-за ухудшающейся покупательной способности населения, а также из-за засилия фальсификата. Имея скромные доходы, люди не хотят тратить деньги на подозрительный по качеству товар и сокращают покупки также и по этой причине. Что касается восстановления нормальной торговли с Украиной, Михаил Мищенко пессимистичен. Он посоветовал украинским молочникам не рассчитывать на скорое восстановление торговли с РФ и развивать внутренний рынок потребления, а также ограничивать развитие крупных транснациональных компаний в стране.

Оптимистичным было выступление Алексея Богданова, начальника Главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, рассказавшего о состоянии отрасли в Беларуси и мерах, принимаемых правительством по поддержанию отрасли. При среднедушевом потреблении молокопродуктов в Украине 223 кг, а в РФ 111 кг по словам докладчика из России (156 по данным ММФ 2014 года), Беларусь на этом фоне выглядит замечательно: 253 кг/чел/год, при этом уровень самообеспечения молоком в стране 212%. Товарность молока высока, 90%, ужесточаются требования к его качеству, ведется активная работа по диверсификации экспорта.

Павел Зареба (ARR, Польша), рассказал о том пути, который уже прошла польская молочная отрасль после присоединения страны к ЕС. Он рассказал о структуре отрасли в своей стране, отметив, что присоединение к ЕС позитивно повлияло на агросектор в целом, в том числе и на развитие производства молока. Кроме модернизации технологий, в молочной отрасли повысилась занятость, вырос экспорт. Павел Зареба заявил, что Украина обязательно должна воспользоваться выгодами от вступления в силу Соглашения о свободной торговле, и подчеркнул, что Польша всегда готова поддерживать развитие украинского молочного сектора.

На конференции обсуждались и все те же безнадежные вопросы поддержки молочного сектора государством, о которой молочники теперь говорят коротко: рассчитывать не на что, поддержки не будет. А представитель банка Креди Агриколь, Жан-Жак Эрве, член Правления, советник по аграрным вопросам, рассказал о той возможной поддержке, не традиционной кредитной, а с использованием других финансовых инструментов, которую могут оказывать отрасли банки. При этом он особенно подчеркнул роль доверия между партнерами.

Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, модерировавший вторую сессию, говорил о том, что о молочной отрасли вспоминают только в преддверии очередных выборов, используя популистские заявления о необходимости установления минимальной закупочной цены на молоко и обещания государственной поддержки в своих избирательных кампаниях. Он призвал к более активному участию общественных профессиональных объединений в решении вопросов, касающихся отрасли. Пока что, сказал он, в органах власти считаются только с ЕBA и ACC, остальным объединениям сложно добиться встречи с руководством страны.

Что собой представляет сейчас, в условиях кризиса, украинский покупатель, каковы его возможности и реакция на изменение цены молокопродуктов, а также как изменилась структура молочного рынка, рассказали представители крупных исследовательских компаний – TNS Ukraine (Марина Костромина, ведущий менеджер постоянных и медиа исследований) и Nielsen (Виталий Брык, директор стратегического развития Украина, Беларусь).

Как может успешно развиваться в условиях кризиса компания, специализирующаяся в производстве сыра, рассказал Олег Волошин, председатель правления компании Дубномолоко. А Александр Дундал, директор «Дундал РХП», представил делегатам возможности компании ARBAProcessing и входящей теперь в ее состав компании Шварте Милфор, которую он представляет в Украине. Компания производит емкости в течение 70 лет. Накопленный опыт и высокотехнологичное производство позволяют гарантировать высокую надежность поставляемых емкостей и сопутствующих механизмов, что могут подтвердить многие украинские компании пищевой отрасли, уже сотрудничающие с компанией.

Дитер Мирбах, руководитель DLG e.V. (Германия), поделился опытом своей страны в регулировании взаимоотношений в цепочке производства и переработки молока, и затем делегаты подошли к обсуждению самого острого вопроса конференции – взаимоотношений производителей молока, переработчиков и торговли. Представители торговли, собственно, не принимали участия в сессии, хотя приглашения организаторов встретиться с представителями отрасли на конференции были продолжительными и настойчивыми. Их отсутствие на конференции тоже в какой-то мере можно считать показателем отношения к проблеме и готовности к партнерству.

Как всегда эмоциональным было выступление Анатолия Клименко, собственника крупного молочного комплекса МПК Екатеринославский, открывшего дискуссию. Он заявил о своей готовности обсуждать с переработчиками вопрос цены – ключевой в отношениях – и логично заметил, что такие вопросы должны решаться группой крупных игроков отрасли, собственников, которые способны защитить интересы всей отрасли. Представитель переработки, Елена Бедная, директор по закупке сырья компании Люстдорф, привела примеры, свидетельствующие о том, что не все поставщики молока придерживаются открытых правил и являются надежными партнерами, и поэтому переработчикам приходится работать в условиях нестабильности поставок и неопределенности закупочной цены, зависящей от многих факторов.

Андрей Ярмак, экономист FAO, и Ирина Кухтина, директор по закупкам компании Danone, говорили о разных видах кооперативов – профессиональных (Ярмак) и семейных (Кухтина). Мнения делегатов по-поводу кооперативов, их видов и эффективности, а также вертикальной интеграции в молочном секторе были разными, но все согласились с тем, что законодательство, касающееся кооперативов, в том виде, в каком оно сейчас существует, тормозит развитие этой формы организации производства.

Перекликалась с темой схем финансовой поддержки, затронутой Жан-Жаком Эрве, и презентация Михаила Павличенко, координатора молочного направления проекта IFC ECA Agri Finance, который, как эксперт молочного сектора, последнее время много работал с украинскими банками и их потенциальными клиентами, сельхозпредприятиями, помогая им лучше понимать друг друга и устанавливать партнерские отношения. В его презентации на конкретном примере были показаны преимущества некоторых подходов к кредитованию предприятий, работающих в молочном секторе.

Подводя итоги сессии, Андрей Дыкун, председатель Всеукраинского аграрного совета, выступил с горячей речью в защиту крупнотоварного молочного производства, развитие которого он считает правильным путем для Украины. Кроме того, продолжив тему лабораторного определения качества молока, затронутую ранее Анатолием Клименко, он высказал обеспокоенность тем, что в стране недостаточно лабораторий, которые могли бы проводить по-настоящему независимую оценку качества молока. Это серьезная проблема, решение которой в какой-то мере помогло бы урегулировать хотя бы часть разногласий между производителями и переработчиками молока.

Общим для многих выступлений был акцент на ценности людей для достижения успеха в молочном бизнесе, необходимости их профессионализма и преданности делу, а также настойчивости в преодолении трудностей. Не вызывала разногласий идея необходимости сотрудничества производителей и переработчиков, единодушным было разочарование в том, как относится государство к отрасли и ее нуждам.

Общая атмосфера была очень дружественной и теплой. Представители более 100 компаний из 12 стран мира, были рады возможности встретиться в профессиональном кругу, где за 8 лет ежегодного проведения многие стали партнерами и просто друзьями. Представителям молокоперерабатывающих предприятий, которые всегда были основной аудиторией конференции МОЛОЧНЫЙ БИЗНЕС, было приятно, что в этому году к событию проявили большой интерес и представители крупных хозяйств, производители молока, приехавшие в Киев для участия в мероприятии. Это можно рассматривать как еще один, хоть и небольшой, шаг к реальному партнерству и взаимопониманию между производителями и переработчиками молока.

Организаторы благодарят спонсоров конференции: компании Danone, ARBAprocessing, Elopak, Люстдорф, Креди Агриколь Банк и Дубномолоко (КОМО), а также прекрасных докладчиков, сделавших событие интересным. Благодарность и принявшим участие делегатам за их активное участие и идеи, высказанные в ходе работы форума.

« 1 из 2 »

Последние новости: